ОПАП л. 6


СМК-УМК-Д -2016

Министерство образования и науки

Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

Система менеджмента качества

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Кафедра Автоматы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

Для проведения занятия по дисциплине

«Организация и планирование автоматизированных производств»

для студентов, обучаемых по направлению

15.03.04 — Автоматизация технологических процессов

и производств

 

Тема № 6

Основы организации управления производством

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании

кафедры Автоматы,

протокол № 1

от «6» сентября 2016 г.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2016

I. Учебные цели

Дать студентам сведения об основных понятиях и задачах системы управления, о методах разработки и принятия управленческих решений; об информационном обеспечении управления и организации автоматизированного управления производством.

II. Воспитательные цели

Воспитать у студентов и слушателей положительное отношение к предмету.

III. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   

Учебные вопросы:

1. Основные понятия системы управления

2. Содержание и задачи управления производством

3. Методы разработки и принятия управленческих решений

4. Информационное обеспечение управления производством

5. Организация автоматизированного управления производством

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

 

10

10

65

 

45

 

40

 

5

IV. Литература

Основная:

1. Ильченко А.П., Организация и планирование производства. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Academia (Академпресс), 2010. — 208 с.

2. Организация и планирование производства (производственный менеджмент), по ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова, Учебник, Высшая школа, 2007, 470 с.

3. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием: Учеб. Пособие. М.: Издательство РИОР, 2005. – 128 с.

Дополнительная:

1.   А.Н. Мардас, О.А. Мардас. Организационный менеджмент, Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003 . – 336 с.

2.   Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес–системах.- М.: Издательство “Финпресс”, 2001. – 240 с.

3.   Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова – М. – ИНФРА-М , 1997

4.   Фатхутдинов, Р.А. Организация производства : учебник для вузов / – М. : Инфра–М, 2007. – 544 с.

 

V. Учебно-материальное обеспечение

1. Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Тема 7. Основы организации управления производством

 

1. Основные понятия системы управления

 

Система управления – это система, в которой реализуются функции управления.

К функциям управления относятся: планирование, учет, анализ, регулирование.

В системе управления выделяют две подсистемы:

— управляющую;

— управляемую.

Управляющая система осуществляет функции управления.

Управляемая система является его объектом.

Между управляющей и управляемой системами необходимы каналы связи. Простейшая схема управления с обратной связью представлена на рис. 1.

Рис. 1. Простейшая схема управления с обратной связью

 

E – среда системы управления

D – канал передачи информации о состоянии объекта управления

F – канал передачи управляющей информации

I— воздействия среды на объект управления

A— выход объекта управления

 

2. Содержание и задачи управления производством

 

Для машиностроительного предприятия содержанием управления производством является управление ресурсами предприятия с учетом применения ERP систем и CALS – технологий.

Укрупненная структура корпоративной системы управления предприятием представлена на рис. 2.

Исходя из этой структуры видно, что основными задачами автоматизированного управления производством являются:

1) создание производственной и организационной структур предприятия;

2) создание и эксплуатация системы принятия управленческих решений на предприятии;

3) создание и эксплуатация системы информационной поддержки принятия управленческих решений на предприятии на основе ERP системы;

4) формирование корпоративной вычислительной сети предприятия;   

5) организация создания и эксплуатации CALS— технологий и увязка их с ERP системой.

6) создание и эксплуатация внутрицеховой системы управления (система мониторинга)

 

Рис. 2. Укрупненная структура корпоративной системы управления предприятием

 

 

 

3. Методы разработки и принятия управленческих решений

3.1. Методы построения процессной модели предприятия

Переход на международный стандарт качества ИСО 9002 предполагает создание и ведение процессной модели предприятия. Такая модель формируется в результате проведения предпроектных исследовательских работ и представляет собой описание предприятия как целостной системы со всеми взаимосвязанными в ней бизнес – процессами, структурными подразделениями, производственными и управленческими функциями. Она является основой для реструктуризации предприятия.

Системный подход реструктуризации предприятия заключается в строгом использовании жизненного цикла ресурсов предприятия, фрагмент которого представлен на рис. 3.

На фрагменте жизненного цикла ресурсов предприятия представлены элементы ресурсов и производственных процессов первого (укрупненного) уровня. Наличие всех ресурсов и сопутствующих им производственных процессов позволяет утверждать, что в первом приближении представлен состав бизнес — процессов, отражающих всю маркетинговую, производственно – хозяйственную, техническую и финансовую деятельность предприятия.

Процессы

 

 

 

 

Ресурсы

 

 

1 Приобретение

8 Выбытие

Материальные ресурсы

1

1-1

1-8

Финансовые ресурсы

8

8-1

8-8

Рис.3. Фрагмент жизненного цикла ресурсов предприятия

Встает вопрос о дифференцировании ресурсов и закрепленных за ними дифференцированных производственных процессов для предприятия, а также закрепления за структурными подразделениями (СП) предприятия бизнес – процессов и основных функций в разрезе каждого бизнес – процесса. Решение данного вопроса позволяет во взаимной увязке определить основные производственные и управленческие функции в разрезе всех ресурсов и СП предприятия. Эти функции должны отражать замкнутость контура управления по каждому бизнес – процессу. Замкнутый контур управления по бизнес – процессу представлен на рис. 4.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Замкнутый контур управления по бизнес — процессу

В общем виде бизнес – процесс может исполняться и управляться (планирование, учет, анализ, регулирование) различными структурными подразделениями.

С целью проведения работ по реструктуризации предприятия необходимо решить следующие вопросы:

— организация работ;

— разработка системы классификации и кодирования, используемой при реорганизации предприятия

— предварительное определение бизнес – процессов, закрепленных за структурными подразделениями;

— сбор исходных данных в формализованном виде и построение существующей процессной модели предприятия;

— проведение анализа существующей процессной модели предприятия, согласование со СП и утверждение руководством предприятия результатов проведенного анализа;

— создание, хранение и использование в электронном виде бизнес – процессов и основных функций по СП на Web – сайте предприятия.

Предварительное определение бизнес – процессов, закрепленных за СП, предполагает выдачу следующих документов: матрицы жизненного цикла (ЖЦ) дифференцированных ресурсов предприятия и матрицу закрепления дифференцированных бизнес – процессов за СП.

После построения матрицы ЖЦ определяются пары “ресурс – производственный процесс”, характерные для исследуемого предприятия. Выделенная пара называется бизнес – процессом.

Матрица закрепления дифференцированных бизнес – процессов за СП формируется предварительно на основании матрицы жизненного цикла дифференцированных ресурсов предприятия и существующей организационной структуры. Фрагмент такой матрицы отражен на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Фрагмент матрицы закрепления дифференцированных бизнес – процессов за СП

 

Сбор исходных данных в формализованном виде и построение существующей процессной модели предприятия осуществляется в следующем порядке

на основании матрицы закрепления бизнес – процессов за СП в автоматизированном виде формируются заготовки таблиц производственных и управленческих функций в разрезе ресурсов по каждому СП;

через отдел организации труда и заработной Платы эти заготовки с сопроводительным документом направляются во все СП, собираются и передаются в группу обследования;

осуществляется построение существующей процессной модели (как есть).

Фрагмент таблицы производственных и управленческих функций в разрезе ресурсов по каждому СП дан на рис. 6.

На основании заполненных форм 1 группа обследования формирует существующую процессную модель (как есть) в виде матрицы, представленной

в электронном виде. Таким образом, имеются все функции, закрепленные за СП.

Рис. 6. Фрагмент формы 1 производственных и управленческих функций.

 

Далее осуществляется анализ существующей процессной модели на выполнение следующих требований:

любая функция должна выполняться только одним СП, то есть не должно быть дублирования функций;

каждая функция должна быть закреплена за СП, то есть не должно быть “повисших” функций.

После такого анализа процессной модели предприятия разработчиком делаются в ней необходимые корректировки и распечатываются формы 1 по СП для согласования с ними проведенных изменений. При разногласии между СП и разработчиком окончательное решение принимает руководитель предприятия и утверждает все формы 1.

На основании утвержденных форм 1 разработчик корректирует существующую процессную модель предприятия и получает эталонную процессную модель предприятия, которую размещает на Web— сервере предприятия. Эта модель становится единым электронным документом по основным функциям для всех СП и является для них доступным по системе Intranet.

Структура основных показателей процессной модели для среднего машиностроительного предприятия представлена на рис. 7.

 

Рис.7. Структура основных показателей процессной модели для среднего машиностроительного предприятия

 

3.2. Методы предпроектного обследования предприятия с целью совершенствования системы управления (Анализ и синтез систем управления)

 

Понятие и содержание системного анализа и синтеза систем управления

Системный анализ – это научный всесторонний подход к принятию решений. Для наглядности поясним на примере из области медицины. Прежде, чем лечить пациента, проводят диагностический анализ человека, определяют вид и источники заболевания и лишь, потом начинают его лечить.

В экономических и производственных системах также необходимо провести системный анализ, найти “узкие” места, недостатки в управлении, а затем предлагать проектные решения по “расшиванию” этих “узких” мест и устранению недостатков. Все проблемы решаются системно. Определяются цели функционирования объекта автоматизации, строится дерево целей.

Под целью понимается выражение желаемых выходов системы. Цели, как правило, отражены в Уставе предприятия и в главных задачах, прописанных в положениях о структурных подразделениях. Кроме того, цели могут быть отражены в “Бизнес — плане” предприятия. Надо отметить, что средства достижения цели на более низком уровне превращаются в самостоятельные цели на этом уровне. Таким образом, строится дерево целей предприятия.

Далее строится совокупная функция предприятия.

Под совокупной функцией понимаются – фактические функции, выполняемые всеми структурными подразделениями предприятия.

Производится наложение дерева целей на совокупную функцию предприятия. Устраняется расхождение, при этом дорабатываются цели или совокупная функция.

Строится процессная модель предприятия.

Накладывается совокупная функция предприятия на процессную модель. Экспертным путем корректируются модель и совокупная функция предприятия.

Определяются функции, подлежащие автоматизации.

Далее осуществляется синтез новой системы.

По выявленным функциям строятся системные модели, включающие в себя: информационные характеристики задач (табличный метод), функциональные, информационные и динамические модели с использованием принципов построения АСУ.

Методика предпроектного обследования

Введение

Изложенный материал содержит методику обследования организационной, функциональной структур, информационных потоков, с целью создания информационно – управляющей системы (ИУС) предприятия.

Настоящая методика отражает последовательность исследований — анализа управленческих систем.

Под управленческо — технической системой понимается предприятие. В ходе анализа управленческой системы определяются точные числовые характеристики взаимодействующих элементов системы, выявляются диспропорции и неувязки, «узкие места», «пиковые нагрузки», устарелые методы и формы организации работ, несоответствующие условиям ИУС.

Приведенная ниже методика предназначена для получения в формализованном виде исходных данных, используемых в дальнейшем при разработке технического задания на создание ИУС.

Сбор данных осуществляется путем:

— непосредственного получения обследовательской группой данных о состоянии и развитии обследуемых объектов;

— бесед с работниками;

— заполнения установленных форм;

составление альбомов форм документов, циркулирующих на предприятии.

Организация обследования

Обследование объектов предприятия проводится на основании приказа генерального директора предприятия о проведении работ по предпроектной стадии создания ИУС предприятия в соответствии с настоящей методикой и план — графиком проведения обследования.

План — график обследования отражает:

1) объекты обследования в соответствии с организационной структурой предприятия;

2) перечень вопросов и сроки проведения обследования;

3) формы завершения каждого этапа работ;

4) обсуждение и согласование материалов обследования.

Обследование проводится Разработчиком с привлечением работников структурных подразделений предприятия в следующем порядке:

1) обследование руководителей структурных подразделений предприятия;

2) обследование специалистов структурных подразделений предприятия.

Обследование заканчивается каждым исполнителем выдачей текстового материала, заполненных форм и компьютерных баз данных, альбома форм документов, согласованных предварительно с соответствующими руководителями функциональных подразделений предприятия.

Обследование организационной структуры предприятия

В процессе обследования организационно-технической структуры собирается следующая информация:

Составляется детальный перечень структурных подразделений предприятия, состав групп и специалистов внутри каждого подразделения, структура каждого структурного подразделения; указывается подчинение каждого структурного подразделения генеральному директору или его заместителям, или другому должностному лицу.

Для всех подразделений, групп и сотрудников, начиная от генерального директора предприятия и его заместителей и кончая исполнителями — конкретными должностными лицами — указать организационное подчинение. Данные привести в виде схем отдельно между структурными подразделениями предприятия и внутри каждого подразделения.

Собираются существующие на предприятии материалы, документы, на основании которых действует данная структура (Положение о предприятии», положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, штатные расписания).

Осуществляется кодировка всех структурных подразделений и должностных лиц в соответствии с «Системой классификации и кодирования, используемой при обследовании предприятия.

Заполняются следующие формы:

Форма 2. Подразделения предприятия.

Форма 12. Классификатор должностных лиц предприятия.

Обследование функциональной структуры предприятия

На данном этапе обследования осуществляется сбор сведений о функционально-информационных потребностях предприятия, отражающих существующую технологию его функциональной деятельности, то есть строится дерево целей и совокупная функция управления.

Под целью понимается желаемые выхода системы. Они записаны в Уставе о предприятии, положениях о структурных подразделениях предприятия, в виде главной задачи подразделения. Заполняются анкеты по форме 1. Опрос ведется у руководителей предприятия, начиная с генерального директора предприятия, и заканчивается исполнителями подразделений.

Под функцией понимается всё, что делается подразделением или должностным лицом. Функции записаны в положениях о структурных подразделениях предприятия, в должностных инструкциях.

Необходимо провести анализ функциональной деятельности предприятия.

Он состоит из следующих этапов:

— сбор нормативных документов, определяющих функционирование структурных подразделений предприятия;

— построение модели типа область – процесс — функция.

Под областью понимается функциональная подсистема, состоящая из процессов и функций. Для каждой функциональной области определяются процессы.

Под процессом понимается комплекс функциональных задач, состоящий из функций. Для каждого процесса определяются функции.

При идентификации процесса определяются следующие показатели:

— наименование процесса;

— принадлежность к функциональной области;

— перечень входных документов;

— перечень выходных документов;

— перечень нормативных документов, определяющих выполнение данного процесса;

— структурное подразделение — исполнитель данного процесса;

— структурное подразделение — контролирующее данный процесс;

— информационная система, обеспечивающая выполнение процесса.

При идентификации функции определяются следующие показатели:

— наименование функции;

— принадлежность к процессу;

— перечень входных документов;

— перечень выходных документов;

— должностное лицо — исполнитель данной функции;

— должностное лицо — контролирующее данную функцию;

— периодичность выполнения;

— заданное время выполнения;

— трудоёмкость выполнения функции.

Осуществляется кодировка всех областей деятельности, процессов деятельности и функций деятельности в соответствии с «Системой классификации и кодирования, используемой при обследовании предприятия.

Заполняются формы:

— форма 8. Области деятельности (подсистемы) предприятия;

— форма 9. Процессы деятельности (комплексы задач) предприятия;

— форма 10. Функции деятельности (задачи) предприятия;

— форма 11. Структурно- функциональные связи предприятия;

Осуществляется обследование и анализ внутреннего документооборота предприятия в следующем порядке:

— проводится классификация и идентификация документов;

— для каждого документа определяются все значимые реквизиты;

— каждое структурное подразделение предприятия составляет перечень входных, выходных документов и должностных лиц, являющихся исполнителем и контролером по документам;

Форма 3. Справочник документов предприятия;

Форма 5. Документооборот подразделений предприятия;

— формируется компьютерная база данных «Документооборот подразделений».

Осуществляется обследование и анализ внешнего документооборота предприятия в следующем порядке:

— составляется перечень внешних организаций, являющихся источником или потребителем информации;

— определяются документы, поступающие и направляющиеся во внешние организации;

— заполняются формы:

Форма 6. Справочник организаций;

Форма 7. Внешний документооборот предприятия;

— формируется компьютерная база данных «Внешний документооборот предприятия»;

Дополнительно заполняется форма 13 «Информационная характеристика задачи». Данная форма информационно увязана со всеми предыдущими формами и является контрольной. По ней делается вывод о качестве проведенного обследования предприятия;

Кроме того, формируются:

альбом форм, альбом положений структурных подразделений предприятия, — альбом должностных инструкций управленческих и инженерных работников предприятия.

 

Приложения

 

Форма 1.

Анкета

опроса руководителей (специалистов)предприятия

Наименование

структурного

подразделения

 

Должность

 

Фамилия, имя,

отчество

 

Дата опроса

 

 

Вопросы:

1. Каковы ваши обязанности, отличные от тех, которые приведены в Положении о структурном подразделении?

2. Каковы перспективы подразделения?

3. В чем выражается неудовлетворительная работа подразделения?

4. Что нужно сделать для улучшения работы подразделения?

5. Что препятствует улучшению работы и что должно быть устранено?

6. Что недостает для улучшения работы и что должно быть создано? (мероприятия)

7. Во что обойдется улучшение? (временные затраты, финансы, людские затраты)

8. Что дает улучшение работы?

9. Есть ли у Вас какие-либо дополнительные замечания?

 

Ответы:

(Поставьте номер вопроса и дайте на него ответ)

Форма 2.

Подразделения предприятия

Код структурного подразделения

Тип структурного подразделения

Наименование структурного подразделения

Основание

1

2

3

4

 

Инструкция по заполнению.

Графа 1 — код структурного подразделения — 7 разрядов (по системе классификации и кодирования)

Графа 2 — Тип структурного подразделения (по системе классификации и кодирования)

Графа 3 — полное наименование структурного подразделения

Графа 4 — основание. Наименование нормативного документа, на основании которого действует структурное подразделение.

Форма 3.

Справочник документов предприятия

Код

документа

Наименование

документа

1

2

 

Инструкция по заполнению

Графа 1 — код документа — 6 разрядов (по системе классификации и кодирования)

Графа 2 — полное наименование документа

Форма 5.

Документооборот подразделений предприятия

Код

документа

Наименование

документа

СП —

поставщик

информации

СП —

Получатель

Информации

Код ДЛ

исполнителя

Код ДЛ

контролера

Периодичность

1

2

3

4

5

6

7

 

Инструкция по заполнению.

Графа 1 — код документа — 6 разрядов, значения брать из формы 3.

Графа 2 — наименование документа, значения брать из формы 3.

Графа 3 — структурное подразделение, являющееся поставщиком

информации, ставить коды согласно формы 2.

Графа 4 — структурное подразделение, являющееся получателем

    информации, ставить коды согласно формы 2.

Графа 5 — код должностного лица, являющегося исполнителем

    документа, ставить коды согласно формы 12.

Графа 6 — код должностного лица, являющегося контролером

    документа, ставить коды согласно формы 12.

Графа 7 — периодичность обработки документа, имеет следующие значения:

— 1/год;- 1/квартал;- 1/месяц;- 1/декаду;- 1/неделю- 1/сутки

Форма 6.

Справочник организаций

Код

организации

Наименование организации

1

2

 

Инструкция по заполнению.

Графа 1 — код организации — 5 разрядов (по системе классификации и кодирования)

Графа 2 — наименование организации (ставить полное наименование организации)

Форма 7.

Внешний документооборот предприятия

Код

документа

Наименование документа

Поставщик

Информации

Потребитель информации

Периодичность

1

2

3

4

5

 

Инструкция по заполнению

Графа 1 — код документа — 6 разрядов, значения брать из формы 3

Графа 2 — наименование документа, значения брать из формы 3

Графа 3 — код поставщика информации, значения брать из формы 6

Графа 4 — код потребителя информации, значения брать из формы 6

Графа 5 — периодичность обработки документа, имеет следующие значения:

— 1/год- 1/квартал- 1/месяц- 1/декаду- 1/неделю- 1/сутки

Форма 8.

Области деятельности (функциональные подсистемы)предприятия

Код области деятельности

Наименование области деятельности

1

2

 

Инструкция по заполнению

Графа 1 — код области деятельности — 2 разряда, порядковые номера

Графа 2 — наименование области деятельности — полное наименование области деятельности.

 

Форма 9.

Процессы деятельности (комплексы задач) предприятия

Код функционального процесса

Код области деятельности

Наименование процесса

1

2

3

 

Инструкция по заполнению.

Графа 1 — код функционального процесса — 4 разряда

   1, 2 разряды — код области деятельности, значения брать из формы 8.

   3, 4 разряды — порядковый номер функционального процесса

(значения брать по согласованию с Разработчиком)

Графа 2 — код области деятельности — 2 разряда, значения брать из формы 8.

Графа 3 — наименование процесса, значения брать по согласованию с Разработчиком

Форма 10.

Функции деятельности(функциональные задачи)подразделений предприятия

Код

функции

Код

процесса

Код СП —

исполнителя

Код СП —

контролера

Наименование функции (задачи)

Периодичность

1

2

3

4

5

6

 

Инструкция по заполнению.

Графа 1 — код функции — 6 разрядов,

      1, 2, 3, 4 разряды — код функционального процесса, значения брать

      из формы 9.   

      5, 6 разряды — порядковый номер функции, значения брать по

      согласованию с Разработчиком

Графа 2 — код процесса 4 разряда, значения брать из формы 9.

Графа 3 — код СП-исполнителя — 7 разрядов, код структурного подразделения,

      где решается задача, значения брать из формы 2.

Графа 4 — код СП — контролера — 7 разрядов,

      код структурного подразделения, контролирующего решение

      задачи, значения брать из формы 2

Графа 5 — наименование функции (задачи).

      Полное наименование задачи

Графа 6 — периодичность, имеет следующие значения:

— 1/год- 1/квартал- 1/месяц- 1/декаду- 1/неделю- 1/сутки

Форма 11

Структурно — функциональные связипредприятия

 

Код

области деятельности

Код функционального процесса

Код СП

Код

функции

(задачи)

Код входного документа

Код выходного документа

1

2

3

4

5

6

 

Инструкция по заполнению.

Графа 1 — код области деятельности — 2 разряда, значения брать из формы 8

Графа 2 — код функционального процесса — 4 разряда, значения брать из

формы 9

Графа 3 — код структурного подразделения — 7 разрядов, значения брать из

формы 2

Графа 4 — код выполняемой функции-6 разрядов, значения брать из формы 10

Графа 5 — код входного документа — 6 разрядов, значения брать из формы 3

Графа 6 — код выходного документа — 6 разрядов, значения брать из формы 3

 

Форма 12

Классификатор должностных лиц предприятия

Код должностного лица

Наименование должности

1

2

 

Графа 1 — код должностного лица — 9 разрядов (по системе классификации и кодирования)

Графа 2 — наименование должностей, значения брать из штатного расписания предприятия

 

 

Система классификации и кодирования, используемая при обследовании

предприятия

 

   При анализе функциональной деятельности предприятия используются следующие системы кодирования:

— система кодирования организаций;

— система кодирования структурных подразделений;

— система кодирования должностных лиц;

— система кодирования документов;

— система кодирования областей деятельности (подсистем);

— система кодирования функциональных процессов (комплексов задач);

— система кодирования функций (задач).

Система кодирования организаций

Макет кода организаций отражен на рис.8.

 

 

 

 

 

          Порядковый номер

          организации

 

 

               

         

 

   Признак уровня организации

 

 

Рис. 8. Макет кода организации

 

   Признак уровня организации занимает один первый знак и имеет следующие значения:

1 — организация федерального значения

2 — организация республиканского (областного) значения

3 — организация страны ближнего зарубежья (СНГ)

4 — организация страны дальнего зарубежья

5 – частная организация

6 — различные организации

7— физические лица

8-9 – резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

 

Порядковый номер организации занимает три знака – второй, третий и четвертый.

Порядковые номера организаций федерального значения представлены ниже:

001 — Администрация Президента Российской Федерации

002 — Государственная Дума Российской Федерации

003 — Федеральное Собрание

004 — Совет Министров Российской Федерации

005 – Министерство внутренних дел Российской Федерации

006 – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

007 – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

008– Министерство иностранных дел Российской Федерации

009 – Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

010 – Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

011 – Министерство обороны Российской Федерации

012 – Министерство образования и науки Российской Федерации

013 – Министерство природных ресурсов Российской Федерации

014 – Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации

015 – Министерство регионального развития Российской Федерации

016 – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

017 – Министерство транспорта Российской Федерации

018 – Министерство финансов Российской Федерации

019 – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

020 – Министерство юстиции Российской Федерации

021 – Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

022 – Служба внешней разведки Российской Федерации

023 – Федеральная служба безопасности Российской Федерации

024 – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

025 – Федеральная служба охраны Российской Федерации

026 – Федеральная антимонопольная служба

027 – Федеральная служба по финансовым рынкам

028 – Федеральная служба по тарифам

029 – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

030 – Федеральная служба государственной статистики

031– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

032 – Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

033 – Управление делами Президента Российской Федерации

034 – Федеральное агентство по физической культуре и спорту

035 – Федеральное агентство по туризму

036 – Федеральное агентство по атомной энергии

037 – Федеральное космическое агентство

038 – Пенсионный фонд Российской Федерации

039 – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

040 – Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

041 – Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации

042 – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

043 – Информационное телеграфное агентство России

044 – Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации

045 – Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

046– Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Арбитражном Суде Российской Федерации

047 – Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации

048 – Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации

049 – Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

050 – Фонд социального страхования Российской Федерации

051 – Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

051– Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации

052 – Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

053 — 099 — резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

Порядковые номера организаций республиканского значения представлены ниже:

001 — Администрация Президента Республики Башкортостан

002 — Госсобрание Республики Башкортостан

003 — Кабинет Министров Республики Башкортостан

004 — Конституционный суд Республики Башкортостан

005 — Верховный суд Республики Башкортостан

006 — Высший арбитражный суд Республики Башкортостан

007 — Министерство внешне -экономических связей и торговли Республики Башкортостан

008 – Министерство внутренних дел Республики Башкортостан

009 – Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Башкортостан

010 – Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

011 – Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан

012 – Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан

013 – Министерство образования Республики Башкортостан

014 – Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Башкортостан

015 – Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан

016 – Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан

017 – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

018 – Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту

019 – Министерство финансов Республики Башкортостан

020 – Министерство экономического развития и промышленности Республики Башкортостан

021 – Министерство юстиции Республики Башкортостан

022 – Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству    Республики Башкортостан

023 – государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике

024– Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан

025 – Управление ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан

026 – Управление по делам печати. Издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан

027 – Управление по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан

028 – Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг

029 – Региональная энергетическая комиссия Республики Башкортостан

030 – Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан

031 – Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

032 — 099 — Резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

Порядковые номера частных организаций представлены ниже:

001 Компания «MaryStone»

002 — 099 — Резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

 

Система кодирования структурных подразделенийпредприятия

 

 

 

 

 

 

                  Порядковый номер структурного

                  подразделения

 

         Порядковый номер группы в структурном подразделении

 

   

      Порядковый номер бюро в структурном подразделении

 

Признак уровня иерархии структурного подразделения

 

   

Признак структурного подразделения

 

Рис.9. Макет кода структурного подразделения

 

Признак структурного подразделения занимает два первых знака и имеет следующие значения:

01 — администрация предприятия

02 – технические службы предприятия

03 – производственные службы предприятия

04 – коммерческие службы предприятия

05 – экономические службы предприятия

06 – службы по качеству предприятия

07 – службы по режиму и кадрам предприятия

08 – службы АСУпредприятия

09 – дочерние предприятия

10 – торговые службыпредприятия

11 – все структурные подразделенияпредприятия

12 – все внутренние подразделения (бюро, группы) структурного подразделенияпредприятия

13 – все административные структурные подразделенияпредприятия

14 – все должностные лица структурного подразделенияпредприятия

15- 99 — резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

Признак уровня иерархии структурного подразделения занимает один третий знак и имеет следующие значения:

1 — отдел

2 – цех

3— бюро самостоятельное

4 – 9 – резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

Порядковый номер бюро в структурном подразделении занимает один знак — четвертый

Порядковый номер группы в структурном подразделении занимает один знак – пятый.

Порядковый номер структурного подразделения занимает два знака – шестой и седьмой.

 

Система кодирования должностных лиц.

 

Макет кода должностных лиц отражен на рис. 6.10.

 

 

 

 

 

             Порядковый номер должностного лица

 

 

    Код структурного подразделения

 

Рис. 10. Макет кода должностного лица.

 

Код структурного подразделения отражен на рис. 6.9 и занимает первые 7 знаков.

Порядковый номер должностного лица (наименование должности по штатному расписанию) занимает два знака – восьмой и девятый.

 

Система кодирования документов.

Макет кода документов дан на рис. 11.

 

 

 

 

 

Порядковый

сквозной номер

документа

 

                  Признак типа документа

 

 

                Признак вида документа

 

         

 

 

 

Признак уровня организации

 

Рис. 11. Макет кода документа.

 

Признак уровня организации занимает один первый знак. (Значения смотри в системе кодирования организаций)

Признак вида документа занимает один второй знак и имеет следующие значения:

1 — первичный учетный (оперативный) документ

2 — нормативно — справочный документ

3 — производный документ

4-9 – резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

Признак типа документа занимает один третий знак и имеет следующие значения:

1 — нормативно — правовой документ

2 — плановый документ

3 — распорядительный документ

4 — учетно–контрольный документ

5 — отчетный документ

6 — конструкторский документ

7 – технологический документ

8– прочее

9- резерв (использовать по согласованию с Разработчиком)

Порядковый сквозной номер документа занимает три знака — четвертый, пятый и шестой.

 

Система кодирования областей деятельности (подсистем).

 

Макет кода области деятельности отражен на рис. 6.12.

 

 

 

 

         Код области деятельности

                                 

Рис. 12. Макет кода области деятельности

 

Код области деятельности является порядковым номером, состоящим из двух знаков — первым, вторым.

 

Система кодирования функциональных процессов (комплексов задач)

Макет кода функциональных процессов отражен на рис. 13.

 

               

 

 

 

 

            Порядковый номер функционального процесса

 

 

    Код области деятельности

 

Рис. 13. Макет кода функционального процесса

 

Код области деятельности отражен на рис. 6.12 и занимает первые два знака.

Порядковый номер функционального процесса занимает два знака — третий и четвертый.

 

Система кодирования функции.

Макет кода функции отражен на рис. 14.

 

 

 

Порядковый номер функции

Код функционального процесса

 

Рис. 14. Макет кода функции

 

Код функционального процесса отражен на рис. 13. и занимает первые четыре знака.

Порядковый номер функции занимает два знака — пятый и шестой.

 

 

Вопрос 4. Информационное обеспечение управления производством

4.1. Информационные барьеры

 

   На рис.15. представлен график возникновения информационных барьеров.

 

 

Условные обозначения:

n— число людей, занятых в материальном производстве;

s – пропускная способность человека при решении задач управления;

А — количество арифметических и логических операций, выполняемых одним человеком в единицу времени;

m – число единиц оборудования;

С(m+n)2 – суммарная сложность задач управления в экономической системе;

С – некоторая константа.

Рис. 15. График возникновения информационных барьеров

 

Имеем две критические точки:

— первая критическая точка 1, в которой с(m+n)2 = A;

— вторая критическая точка 2, в которой с(m+n)2 = An.

По Глушкову В.М. – это первый и второй информационные барьеры. Очевидный смысл этих барьеров заключается в том, что после прохождения первого информационного барьера система не может удовлетворительно управляться одним человеком, а после второго для управления не хватает уже всех участвующих в производстве людей, вместе взятых.

Для управления экономической системой страны необходимо выполнять (по Глушкову В.М.) 1016 арифметических и логических операций в год. Следовательно, число людей, с учетом достигнутого уровня механизации в 80-х годах, потребовалось бы 1010 человек, что превышает все население земного шара, включая грудных младенцев.

Для решения этой проблемы необходимо внедрять новые информационные технологии, экономико-математические методы и интегрированные АСУ.

 

4.2. Состав и характеристики элементов информационного обеспечения управления производством

 

Информационное обеспечение управления производством состоит из пяти элементов:

1) информационные характеристики системы задач;

2) система классификации и кодирования информации;

3) формы документов и документооборот;   

4) информационная база данных;

5) технологический процесс обработки информации.

 

Информационные характеристики системы задач даются как для существующего объекта автоматизации, так и для предлагаемой автоматизированной системы управления.

Под информационными характеристиками понимается совокупность показателей, характеризующих рассматриваемую информацию. Состав показателей отражен в табл. 1.

Таблица 1

Показатели информационной характеристики задачи АСОИУ

NN n/n

 

Обозначение показателя

 

Наименование показателя

1

Кфп

Код подсистемы

2

Нфп

Наименование подсистемы

3

Кпр

Код процесса

4

Нпр

Наименование процесса

5

Кз

Код задачи

6

Нз

Наименование задачи

7

Ксп

Код структурного подразделения

8

Нсп

Наименование структурного подразделения

9

Тм

Машинное время решения задачи

10

Квх.д

Код входного документа

11

Нвх.д

Наименование входного документа

12

Qвх.д

Объем информации в одном входном документе

13

Nвх.д

Количество входных документов одного наименования

14

Твх.д

Трудоемкость создания входного документа

15

Пвх.д

Поставщик входного документа

16

Свх.д

Срок представления входного документа (периодичность)

17

tвх.д

Время представления входного документа

18

Двх.д

Способ доставки входного документа

19

Двых.д

Способ передачи выходного документа

20

Свых.д

Срок передачи выходного документа (периодичность)

21

Пвых.д

Получатель выходного документа

22

Нвых.д

Наименование выходного документа

23

Экз

Количество экземпляров выходного документа

24

Стр

Количество строк в одном выходном документе

25

Твых.д

Трудоемкость создания выходного документа

26

Квых.д

Код выходного документа

Эти характеристики получаются при системном проектировании.

 

Система классификации и кодирования информации

Для того, чтобы приспособить технико — экономическую информацию (ТЭИ) для эффективного поиска, обработки на ЭВМ и передачи по каналам связи, как на стадии предпроектного обследования и системного проектирования, так и в функциональных задачах, ее необходимо представить в формализованном виде, то есть в виде кодов. С этой целью ТЭИ нужно сначала классифицировать, а затем закодировать и представить в виде различных классификаторов с соблюдением принципов генетического кодирования.

Целью классификации ТЭИ в АСОИУ является изучение и системное упорядоченное описание составляющих элементов объектного, функционального и субъектного пространств экономико – технического механизма предприятия (ЭТМП).

Целью кодирования ТЭИ является формализация описания результата классификации ТЭИ, обеспечивающая сжатие (свертывание) информации, необходимое при ее машинной обработке и передаче.

На машиностроительном предприятии создается система классификации и кодирования по двум направлениям:

— система классификации и кодирования для проведения предпроектного обследования и разработки системного проекта на создание системы управления;

— система классификации и кодирования для использования в функциональных задачах.

При анализе функциональной деятельности промышленного предприятия создаются следующие системы классификации и кодирования:

— система классификации кодирования организаций;

— система классификации и кодирования структурных подразделений;

— система классификации и кодирования должностных лиц;

— система классификации и кодирования документов;

— система классификации и кодирования областей деятельности (подсистем);

— система классификации и кодирования функциональных процессов (комплексов задач);

— система классификации и кодирования функций (задач);

— система классификации и кодирования реквизитов документов.

Результатом проведения работы по системе классификации кодирования для проведения предпроектного обследования и разработки системного проекта АСОИУ является выдача следующих классификаторов:

— подразделений;

— должностных лиц;

— организаций;

— документов;

— областей деятельности (функциональных подсистем);

— процессов деятельности (комплексов задач);

— функций деятельности (задач);

— реквизитов ТЭИ.

Все классификаторы, необходимые для функционирования системы можно разделить исходя из специфики информации, сложности создания и пределов использования классификаторов на следующие группы:

— локальные классификаторы;

— отраслевые классификаторы;

— общегосударственные классификаторы;

— международные классификаторы.

Для перехода из локальных классификаторов в другие группы классификаторов и наоборот используются специально разработанные для конкретного предприятия таблицы соответствия.

Формы документов и документооборот

Классификация документов.

1. По отношению к задаче: входные, промежуточные и выходные документы.

2. По составу информации: первичные оперативные документы, нормативно – справочные документы, производные документы,

3. По носителям информации: ручной документ, распечатка с компьютера, экранный документ, машинный документ.

4. По степени унификации: оригинальный, типовой по СТП, типовой отраслевой, типовой государственный, типовой международный.

Классификация документооборота.

По степени автоматизации: ручной, электронный, смешанный.

По использованию в системе: в делопроизводстве, в системе управления, в системе конструкторско–технологической документации, в ИАСУ.

По охвату структурных организационных единиц: внутренний документооборот, внешний документооборот.

Порядок формирования электронного документооборота для системы управления.

— формирование информационных характеристик каждой задачи управления;

— формирование информационных характеристик системы задач;

— выявление всех элементов, участвующих в документообороте (код документа, наименование документа, СП – поставщик информации, СП – получатель информации, код ДЛ – исполнителя, Код ДЛ – контролера, периодичность). Для внешнего документооборота ДЛ не проставляются.

Информационная база данных

Классификация массивов:

— нормативно – справочные;

-переменные;

— производные

Для машиностроительных предприятий в качестве примера можно привести следующие массивы:

Нормативно — справочные:

— массив подетальных норм расхода материалов;

— массив пооперационных норм расхода материалов;

— классификатор – ценник готовой продукции;

— классификатор – ценник сырья, материалов, покупных комплектующих изделий;

— справочник наименований и обозначений ДСЕ

-перечень оборудования по группам.

Переменные:

— массив итоговых табелей;

— массив нарядов;

— массив накладных сдачи.

Производные

-массив нормативной калькуляции;

— массив полной трудоемкости и зарплаты на ДСЕ по участкам, цеху, предприятию

— массив плана в стоимостном выражении

Технологический процесс обработки информации.

Под технологическим процессом обработки информации понимается совокупность целенаправленных воздействий на входную информацию с целью получения качественно новой формы ее представления. Он охватывает все этапы, выполняемые в строгой последовательности над информацией, с момента ее поступления до передачи потребителям результатов вычислений.

Этап технологического процесса представляет собой набор технологических операций, обеспечивающих выполнение укрупненных логически завершенных действий над информацией.

Технологическая операция – это часть этапа, выполняемая на одном рабочем месте. Она характеризуется неизменностью технических средств, на которых она выполняется, а также неизменностью исполнителя – выполнявшего эту операцию.

Технологическая операция может содержать более мелкие действия – переходы.

Важным звеном в управлении производством являются информационные потоки. От структуры, объема информации и организации их движения зависят основные характеристики технологического процесса обработки информации.

Информационные потоки создаются исходя из рационального способа образования выходных показателей при условии установившейся организационной структуры управления, реально установленного комплекса технических средств, а также наличия каналов связи.

Информационные потоки во всех случаях характеризуются как направлением, так и объемом информации в максимально загруженные сутки.

Состав этапов и их краткая характеристика.

Условно можно выделить пять этапов технологического процесса обработки информации:

1) прием информации (сбор, передача, прием);

2) подготовка исходных данных;

3) обработка информации;

4) выпуск выходных документов;

5) хранение информации.

На каждом этапе тех. процесса обработки информации существуют контрольные операции.

Прием и контроль входных данных

По каждой конкретной задаче, сдаваемой в промышленную эксплуатацию должна быть разработана “Инструкция по приему входных документов”. Более того, эта операция должна быть разработана по каждому виду входного документа, рассматриваемой задачи. В инструкции должны быть отражены следующие вопросы:

— ссылка на график приема информации;

— краткая характеристика принимаемой информации;

-порядок приема входного документа в разрезе временного интервала с указанием основного и дополнительного (аварийного) способов приема информации и применяемого оборудования;

— ссылка на журнал регистрации входного документа;

— основные особенности приема информации по конкретной форме;

— требования к качеству, срокам поступления, достоверности и полноте принимаемой информации;

— порядок запроса по ошибкам, получения изменений, с приведением конкретных примеров;

— контрольные операции по приему информации;

— возможные ошибки при приеме информации;

— основные причины и пути их устранения.

Подготовка информации

Этап подготовки информации включает в себя перенос информации с человекочитаемого документа на машиночитаемый документ.

Каждому конкретному документу, подлежащему подготовке должна быть разработана “Инструкция по подготовке информации”. В данной инструкции должны быть отражены следующие основные вопросы:

— применяемое оборудование;

— порядок и правила подготовки;

— основные особенности подготовки данного документа;

— контрольные операции по подготовке документов;

— возможные ошибки при подготовке;

— основные причины, вызывающие ошибки и пути их устранения;

— действия пользователя при исправлении ошибок;

— контрольные примеры по подготовке документов.

Обработка информации на ЭВМ

По каждой конкретной задаче должна быть разработана “Инструкция пользователю по обработке информации на ЭВМ”. Данная инструкция должна включать в себя следующие вопросы:

— состав оборудования;

— схему взаимодействия документов, программ, массивов;

— общее описание процесса решения задачи на ЭВМ;

— описание диалога пользователя с ЭВМ;

— основные особенности по решению конкретной задачи на ЭВМ;

— контрольные операции при обработке;

— образцы распечаток выходных документов;

— образцы распечаток массивов НСИ;

— контрольные примеры по диалогу пользователя с ЭВМ.

Выпуск выходных документов

По всем выходным документам должен быть разработан график выпуска документов, отражающий следующие вопросы:

— сроки выдачи документов;

— конкретные потребители информации и количество выдаваемых копий;

— номер документа;

— применяемое оборудование;

— ответственное лицо за решение задачи;

Существуют допустимые вероятности не обнаруженных ошибок при решении различных классов экономических задач:

— оперативно – производственное планирование – 1х10-4;

— технико-экономическое планирование – 1х10-5;

— бухгалтерский учет – 1х10-6;

— статистический учет – 1х10-5.

Хранение информации

Поступившие в архив машинных носителей массивы, записанные на дискеты, лазерные диски, регистрируют в “Учетной карте информационного массива”. Карта заводится на один нормативный массив и содержит сведения о всех изменениях и датах их проведения. В содержательную часть учетной карты заносят сведения о динамике изменения информационного массива. “Учетная карта информационного массива” заводится с момента возникновения информационного массива, т.е. еще в период его опытной эксплуатации.

 

Вопрос 5. Организация автоматизированного управления производством

Руководители машиностроительных предприятий в современных рыночных условиях, когда на них возлагаются дополнительные информационные нагрузки, ищут пути создания эффективных информационных технологий в кратчайшие сроки при минимальных затратах. Это, возможно достигнуть при условии системного подхода, выполнении основных принципов создания АСУ и наличии четких представлений о том, что они хотят получить от этой автоматизированной системы. Для этого необходимо организовать проведение следующих работ:

1) создать координационный Совет по информационным технологиям;

2) создать концепцию интегрированной АСУ;

3) определить основные принципы создания и эксплуатации автоматизированной системы и строго соблюдать их выполнение.

 

5.1. Создание Координационного Совета по информационным технологиям

Общие положения

 

Координационный Совет по созданию интегрированной АСУ (ИАСУ) предприятия (сокращенно Совет) является руководящим органом по проблеме разработки, освоения, внедрения и эксплуатации ИАСУ.

Совет осуществляет в рамках предприятия методическое руководство и координацию работ по разработке, привязке, внедрению и эксплуатации ИАСУ с целью:

— сокращения сроков разработок задач и подсистем ИАСУ;

— сокращения затрат на разработку и эксплуатацию ИАСУ;

— повышения научно-технического уровня (НТУ) разработок и эксплуатации ИАСУ;

— обеспечения информационной увязки между ERP системой и CALS технологией;

— повышения эффективности использования вычислительной техники и сетевого оборудования.

В состав Совета включаются руководители и главные специалисты предприятия — ответственные лица за создание и эксплуатацию соответствующих подсистем ИАСУ, а также специалисты, непосредственно участвующие в разработке, внедрении и эксплуатации ИАСУ. Персональный состав Совета утверждается генеральным директором предприятия по представлению начальника службы информационных технологий (СИТ).

Председателем Совета является генеральный директор предприятия.

В своей работе Совет руководствуется концепцией ИАСУ предприятия, межотраслевыми методическими материалами и ГОСТами по АСУ, передовыми информационными технологиями, приказами и распоряжениями по предприятию.

Совет управляет работой всех секций Координационного Совета.

Задачи и функции Совета

Основными задачами Совета являются:

1) научно-методическое руководство и координация деятельности научно-исследовательских, проектных, прочих организаций, физических лиц, разработчиков ERP системы и CALS технологии, привлекаемых к выполнению научно-исследовательских, предпроектных и проектных работ по созданию и развитию ИАСУ для предприятия;

2) определение целесообразности привлечения сторонних научно-исследовательских, проектных , прочих организаций, физических лиц к исполнению работ по проблеме создания и развития ИАСУ на предприятии;

3) обсуждение основных направлений работ по созданию ИАСУ и контроль научно-технического уровня выполнения всех работ по созданию и развитию ИАСУ на предприятии;

4) рассмотрение результатов и экспертная оценка выполненных работ;

5) осуществление контроля над внедрением ИАСУ и рассмотрения результатов работы, как по предприятию, так и по отдельным функциональным подсистемам ИАСУ.

6) обсуждение вопросов и разработка предложений, связанных с подготовкой и повышением квалификации специалистов ERP системы и CALS технологии и управленческого персонала предприятия.

Структура и состав Совета

Совет организационно подразделяется на следующие секции:

— секция ERP системы “Конструкторская подготовка производства (КПП)”;

— секция ERP системы “Технологическая подготовка производства (ТПП)”;

— секция ERP системы “Оперативное управление основным производством (ОУОП) ”;

— секция ERP системы “Управление маркетингом (УМ) ”;

— секция ERP системы “Технико-экономическое управление (ТЭУ) ”;

-секция ERP системы “Управление материально-техническим снабжением и финансово-сбытовой деятельностью (УМТСиФСД) ”;

— секция ERP системы “Бухгалтерский учет (БУ) ”;

— секция ERP системы “Управление качеством выпускаемой продукции (УКВП)”;

— секция ERP системы “Управление кадрами (УК) ”;

— секция ERP системы “Управление инструментальным производством (УИП) ”;

— секция ERP системы “Управление цехом основного производства (УЦОП) ”;

— секция CALS технологии “АСУ технологическими процессами в основном производстве (АСУ ТП)”;

— секция CALS технологии “Автоматизированное проектирование конструкций для основного и вспомогательного производства (САПР К)”;

— секция CALS технологии “Автоматизированное проектирование технологических процессов для основного производства (САПР Т)”.

Текущее руководство работами по созданию и эксплуатации ИАСУ, а также подготовку материалов к обсуждению на Совете осуществляет начальник СИТ.

 

5.2. Создание концепции интегрированной АСУ

Целью концепции является определение основных принципов создания, развития и функционирования интегрированной АСУ (ИАСУ) предприятия.

Задачей концепции является определение для разработчиков ИАСУ основных принципов ее построения, функционирования и развития.

В условиях новых экономических отношений основной функцией предприятия является выпуск продукции (оказание услуг) с целью получения положительных экономических результатов от реализации этой продукции. Конечный успех предприятия зависит во многом от наличия и эффективного использования информационных технологий. Современные промышленные предприятия, как правило, используют CALS технологии, которые позволяют автоматизировать проектирование новых изделий, технологической оснастки, технологических процессов, выдавать программы для станков с ЧПУ и организовывать автоматизированный учет выпускаемых деталей в системе АСУ ТП на основании полученных планов из ERP системы. Все это предполагает создание интегрированной АСУ, включающей в себя ERP систему и CALS технологии, которые должны быть информационно увязаны между собой. На рис. 16 представлена укрупненная схема информационной взаимоувязки в интегрированной автоматизированной системе управления предприятием.

 

Рис. 16 Укрупненная схема информационной взаимоувязки в интегрированной системе управления предприятием

Укрупненная схема информационных связей в CALS технологии на предприятии представлена на рис. 17. Все это предполагает создание интегрированной АСУ, включающей в себя четыре самостоятельные системы САПР К, САПР Т, АСУ ТП, АСУП, которые должны быть информационно увязаны между собой. В этих условиях многообразия проблем, требующих оперативности, обоснованности и эффективности, принимаемых администрацией предприятия решений, необходимо повысить качество и оперативность их информационно-аналитического обслуживания. Его особенность заключается в обеспечении многовариантности подходов в решении различных проблем. Необходимо установить тесную взаимосвязь информации аппарата управления с общим уровнем информатизации на предприятии. Необходимо установить тесные связи и контакты не только на межцеховом и внутрицеховом уровнях ERP системы, но и с CALS технологиями, внешними предприятиями, организациями, коммерческими структурами и т.д., которые могут воздействовать на всю деятельность предприятия.

 

Рис. 17. Укрупненная схема информационных связей в CALS технологии на предприятии

Методические основы создания ИАСУ

Необходимо иметь, как минимум, следующие методические материалы:

— методические основы проведения предпроектного обследования объекта автоматизации (в том числе САПР К, САПР Т, АСУ ТП, АСУП);

— методические материалы по разработке системного проекта.

В первом документе должны быть отражены следующие вопросы:

-организация обследования;

-разработка системы классификации и кодирования, используемой при — обследовании объекта автоматизации (ОА);

— обследование организационной структуры ОА;

— обследование существующего состава функциональных задач и комплекса технических средств на ОА.

-обследование существующей системы классификации и кодирования технико-экономической, управленческой и правовой информации.

-обследование функциональной структуры ОА.

Во втором документе должно быть отражено:

— правила построения функциональной, информационной и динамической моделей на основе идеологии САДТ и ППП BPWin и ERWin.

Системный проект для ИАСУ должен базироваться на общесистемных принципах и принципах информационного обеспечения ИАСУ, представленных ниже.

Целью создания ИАСУ предприятия является автоматизация функциональных подсистем, ERP системы и CALS технологий с учетом применения общих телекоммуникаций и создание единого информационного поля путем внедрения объединенных между собой CALS технологий и ERP системы. Укрупненная схема замкнутого контура управления в ИАСУ представлена на рис. 1 Повышение эффективности работы структурных подразделений предприятия осуществляется за счет:

— улучшения их информационного обслуживания;

— использования эффективных информационных технологий;

— обеспечения единого информационного пространства на предприятии;

— использования общей системы телекоммуникаций;

— автоматизации функциональных подсистем и задач ERP системы и CALS технологий.

В процессе создания, эксплуатации и развития ИАСУ решаются следующие задачи:

 

Рис.18. Укрупненная схема замкнутого контура управления в ИАСУ предприятия

Традиционные задачи

Внедрение функциональных подсистем и задач с неполным, укрупненным информационным обеспечением. Создание ИБД ИАСУ на основе человекочитаемых и машинных документов, полученных в ручном варианте и передача данных ИБД с помощью машинных носителей (дискеты) и выходных документов. Отсутствие локальной вычислительной сети (ЛВС) в СИТ. Наличие централизованного решения задач в СИТ. Разработка программного обеспечения для станков с ЧПУ на основе технологических процессов, составленных вручную. Наличие элементов САПР К и САПР Т.

Задачи, ставшие актуальными в настоящее время

Внедрение функциональных подсистем и задач с полным и подробным информационным обеспечением. Внедрение функциональной подсистемы “Управление маркетингом”, которая является основой для подсистемы технико-экономического планирования и других функциональных подсистем. Создание ИБД на основе ЛВС, созданных в СИТ. Выход в глобальные сети типа Internet и использование электронной почты (ЭП). Наличие децентрализованного решения задач ERP системы и CALS технологий в структурных подразделениях предприятия в сетевом варианте.

 

Перспективные задачи

Внедрение функциональных подсистем и задач на основе многовариантной, аналитической информации, позволяющей принимать аппаратом управления предприятия оптимальные (рациональные) решения. Создание ИБД на основе корпоративной вычислительной сети интегрированной АСУ предприятия с выходом в Internet, ЭП.

Наличие интегрированной системы управления предприятием. (См. рис.2).

Общие требования к ИАСУ

К ИАСУ предъявляются следующие общие требования:

-ИАСУ должна обеспечивать автоматизацию всех функциональных задач в сетевом варианте;

-ИАСУ должна обеспечивать максимальную гибкость, открытость и способность к саморазвитию;

-в процессе формирования ИБД системы должен соблюдаться принцип разумной достаточности, то есть необходимо обеспечить входной информацией выполнение всех функций ИАСУ при постепенном поэтапном наращивании ресурсов;

-в процессе эксплуатации ИАСУ должен соблюдаться принцип “привлекательности” СИТ, то есть необходимо обеспечить опережающее развитие уровня сервисных услуг в ядре системы по отношению к возможностям ее пользователей и других информационных систем;

-ИАСУ должен обеспечить высокую надежность и живучесть, то есть отказ какой-либо компоненты не должен приводить к отказу всей системы;

-построение и развитие ИАСУ должно основываться на отечественных ГОСТ-ах и международных стандартах (типа CADT) в пределах разумной целесообразности;

-ИАСУ должна иметь адекватную систему безопасности и защиты информации.

Субъекты ИАСУ

ИАСУ является средой информационного взаимодействия субъектов ИАСУ. В структуре ИАСУ субъекты выступают в качестве:

-структурных подразделений или должностных лиц, разрабатывающих стратегию развития ИАСУ;

-структурных подразделений или должностных лиц для оперативного управления ИАСУ

-источников и поставщиков информации;

-пользователей информации;

-структурных подразделений или должностных лиц, реализующих проекты в ИАСУ;

-структурных подразделений или должностных лиц, контролирующих реализацию этих проектов.

Порядок взаимодействия субъектов ИАСУ

Генеральным заказчиком ИАСУ является генеральный директор предприятия или заменяющее его лицо. Оперативное управление ИАСУ в целом осуществляет начальник СИТ. Структуру и организационные принципы определяет Генеральный заказчик.

Оперативное управление подсистемами ИАСУ, являющихся собственностью пользователей ИАСУ, осуществляется администраторами этих подсистем.

Порядок взаимодействия между пользователями ИАСУ регламентируются нормативными и распорядительными актами предприятия

Принципы финансирования ИАСУ

Финансирование создания, развития и эксплуатации функциональных подсистем и задач ИАСУ осуществляется из доходов предприятия.

Транспортные услуги при работе в глобальных сетях (Internet, ЭП) строго учитываются и относятся к месячным (квартальным) затратам потребителей ИАСУ, заранее лимитированных руководством предприятия.

Принципы формирования единого информационного пространства

Формирование единого информационного пространства предполагает селекцию включаемой в него информации по достоверности, полезности, новизне и требует соблюдение ряда взаимоувязанных принципов: полноты, иерархичности, временной детерминированности, прогностичности, открытости, доступности, обратной связи

Созданная центральная ИБД в СИТ должна содержать нормативно-справочную, оперативную и промежуточную информацию ИАСУ, которая должна быть доступна для всех потребителей системы в рамках их служебной деятельности.

Обеспечение безопасности и защиты данных в ИАСУ

Степень обеспечения безопасности и защиты данных в ИАСУ должна быть адекватна степени угрозы их разрушения или несанкционированного использования, а также ценности самой информации. Для обеспечения безопасности и защиты данных СИТ производят анализ риска и на его основе строит и проводит политику безопасности.

Для защиты информации разрабатывается и реализуется план защиты, а также осуществляется постоянный контроль за работой системы в целях предотвращения нарушения защиты.

Пользователи ИАСУ, имеющие собственные подсистемы ИАСУ, могут проводить самостоятельную политику безопасности, не противоречащую политике безопасности СИТ.

Отнесение информации к определенному уровню конфиденциальности производится на основании действующих нормативных актов на предприятии.

Экономическое обоснование проектных решений

Обоснование проектных решений должно производиться на всех стадиях разработки ИАСУ:

-техническое задание;

-системный проект;

-рабочий проект;

-внедрение.

На стадии технического задания производится предварительное обоснование проектных решений.

На стадии системного проектирования и рабочего проектирования производится уточненный расчет затрат и экономической эффективности от принятых проектных решений.

На стадии внедрения производится расчет фактических затрат и фактической экономической эффективности от внедренных проектных решений.

Для проведения экономического обоснования проектных решений необходимо осуществить следующее:

-определить трудовые, материальные и финансовые затраты;

-определить источники экономической эффективности;

-принять методику расчета экономической эффективности от внедрения ИАСУ и ее компонентов;

-произвести расчет экономической эффективности.

5.3. Основные принципы создания и эксплуатации автоматизированных систем

 

Состав основных общесистемных принципов включает в себя:

— принцип новых задач;

— принцип первого руководителя;

— принцип замкнутости контура управления ;

— принцип выравнивания пропускной способности всех звеньев автоматизированных систем;

— принцип эффективности автоматизированных систем;

— принцип документальности проектных решений;

— принцип наглядности проектных решений ;

— принцип актуализации проектных решений ;

— принцип поддержки системы на высоком научно-техническом уровне;

— принцип автоматизации проектирования автоматизированных систем.

Принцип новых задач

При создании автоматизированных систем нельзя существующие функции управления один к одному без соответствующего анализа переводить на ЭВМ. Если на предприятии существуют недостатки в самой системе управления, то эти недостатки при автоматизации будут увеличены во много раз. Необходимо провести предпроектное обследование, анализ существующей системы управления, По результатам анализа провести реинжениринг. Реинжениринг–это фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес–процессов компаний, имеющее целью резкое улучшение показателей их деятельности, таких как затраты, качество, сервис и скорость. Принцип новых задач гласит о том, что при разработке задач функциональных подсистем должны максимально использоваться возможности автоматизированных информационных технологий. Под автоматизированной информационной технологией понимается системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операции сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается пользователям.

Принцип первого руководителя

Данный принцип гласит о том, что непосредственно руководить созданием автоматизированной системы должен первый руководитель объекта автоматизации. Если создается интегрированная автоматизированная система управления предприятием, то руководить должен генеральный директор предприятия. Если создается АСУ цехом, то руководить созданием АСУ цехом должен начальник цеха. Если создается система по управлению материально-техническим снабжением, то руководить этим должен заместитель генерального директора по материально-техническим вопросам. Для выполнения принципа первого руководителя, как правило, создаются координационный совет и его секции. Координационный совет возглавляет генеральный директор предприятия, а секции возглавляют соответствующие руководители.

Принцип замкнутости контура управления

Суть принципа заключается в следующем – каждый бизнес-процесс должен исполнятся, планироваться, учитываться, анализироваться и регулироваться. При этом нельзя исключать из контура управления ни планирование, ни учет, ни анализ, ни регулирование.Под бизнес-процессом понимается какое-либо действие (например, хранение) над каким-либо ресурсом предприятия (например, материалы). Т.е. бизнес-процесс, в данном случае будет – хранение материалов. Эти материалы надо хранить (исполнение), надо планировать их хранение, надо вести оперативный учет движения этих материалов по складам предприятия, анализировать плановое и фактическое движение материалов и при обнаружении отклонений необходимо принимать меры (регулировать) по обеспечению выполнения плановых показателей. Регулирование – это обратная связь воздействия на объект управления (бизнес-процесс). Существуют внутренняя и внешняя обратные связи. Внутренняя обратная связь воздействует при определенных условиях на бизнес-процесс. Внешняя обратная связь воздействует при определенных условиях на корректировку плановых показателей.

Принцип выравнивания пропускной способности всех звеньев автоматизированной системы

Данный принцип гласит, что необходимо синхронно, равномерно развивать все звенья автоматизированной системы. Если какое-либо звено будет развиваться не синхронно и равномерно, то появятся в системе либо узкие места (тормозящие развитие системы), либо излишние ресурсы (необоснованная трата денег на информационные ресурсы).

Принцип эффективности автоматизированных систем

Проектные решения должны быть эффективными и приносить системе определенный экономический эффект. Нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат на создание автоматизированной системы не должен быть меньше нормативного значения, установленного в отрасли. Для машиностроительных предприятий он равен не менее 0,33. Следовательно, срок окупаемости должен быть не более 3 лет.

Принцип документальности проектных решений

При создании автоматизированной системы должны быть оформлены все документы по предпроектному обследованию, системному и рабочему проектированию как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Проектные документы располагаются на Web-сайте корпоративной сети предприятия и должны быть всегда доступны как разработчикам системы, так и пользователям с учетом установленной защиты информации в сети.

Принцип наглядности проектных решений

При выполнении проектных работ необходимо использовать различные инструментальные средства по обеспечению наглядности принимаемых проектных решений.Для этого должны разрабатываться мнемосхемы и модели (функциональные, информационные, динамические и математические).

Принцип актуализации проектных решений

Все проектные решения, изложенные в системной и проектной документации в электронном виде и на бумажных носителях по мере необходимости должны корректироваться. Для этого разрабатывается система актуализации проектных решений.

Принцип поддержки системы на высоком научно-техническом уровне

В связи развитием автоматизированных информационных технологий (появление новых комплекса технических средств, общесистемного математического обеспечения и др.) корпоративные автоматизированные системы должны иметь адекватное развитие.

Принцип автоматизации проектирования автоматизированных систем

Разработчики автоматизированных систем должны применять методы и инструментарий для автоматизации проектных работ. В первую очередь необходимо формализовать работы по проведению предпроектного обследования объекта автоматизации (система классификации и кодирования, методика предпроектного обследования и др.). На этапах системного и рабочего проектирования необходимо использовать CASE-технологии (современные методы и средства проектирования информационных систем).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение системе управления и перечислить функции управления.

2. Перечислить основные задачи автоматизированного управления производством.

3. Что такое процессная модель предприятия?

4. Описать замкнутый контур управления по бизнес – процессу

5. Предварительное определение бизнес – процессов, закрепленных за СП, предполагает выдачу каких документов?

6. В каком порядке осуществляется сбор исходных данных в формализованном виде и идет построение существующей процессной модели предприятия?

7.Понятие и содержание системного анализа и синтеза систем управления

8.Методика предпроектного обследования

9.Организация обследования и обследование организационной структуры предприятия

10.Обследование функциональной структуры предприятия

11. Рассказать о системе классификации и кодирования, используемой при обследовании предприятия

12. Нарисовать и описать график возникновения информационных барьеров

13. Из чего состоит информационное обеспечение управления производством?

14. Рассказать о системе классификации и кодирования информации

15. Какие бывают формы документов и что такое документооборот?

16. Что такое информационная база данных, массив?

17. Что понимается под технологическим процессом обработки информации?

18.Создание Координационного Совета по информационным технологиям

19. Перечислить задачи и функции Координационного Совета по информационным технологиям

20. Порядок взаимодействия субъектов ИАСУ, перечислить основные принципы.

21. Перечислить основные принципы создания и эксплуатации автоматизированных систем

 

Разработал: профессор кафедры Автоматы

д.в.н.., профессор Бабенков В.И.

«_1___» сентября 2016 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ

Дисциплина «Организация производства и менеджмент»

По теме 7 «Основы организации управления производством»

 

I Вопросы:

1. Основные понятия системы управления

2. Содержание и задачи управления производством

3. Методы разработки и принятия управленческих решений

4. Информационное обеспечение управления производством

5. Организация автоматизированного управления производством

 

II. Темы сообщений:

1. Основные понятия системы управления

2. Содержание и задачи управления производством

3. Методы разработки и принятия управленческих решений

4. Информационное обеспечение управления производством

5. Организация автоматизированного управления производством

 

III. Задания и указания обучающимся при подготовке к семинару

При подготовке к семинару необходимо повторить материалы лекции, изучить основную и дополнительную литературу и быть готовым к обсуждению поставленных проблем.

 

IV. Указания обучающимся по подготовке сообщений

Сообщение должно иметь строгую логическую структуру, грамотно изложенный материал не должен превышать 3-5 минут

 

V.Вопросы для самостоятельной подготовки:

 

Организация автоматизированного управления производством. Основные принципы создания и эксплуатации автоматизированных систем

 

VI.Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к семинару

Основная:

1. Организация и планирование производства (производственный менеджмент), по ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова, Учебник, Высшая школа, 2007, 470 с.

2. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием: Учеб. Пособие. М.: Издательство РИОР, 2005. – 128 с.

Дополнительная:

1. А.Н. Мардас, О.А. Мардас. Организационный менеджмент, Учебник для ВУЗов

2. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес–системах.- М.: Издательство “Финпресс”, 2001. – 240 с.

3. Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова – М. – ИНФРА-М , 1997

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение системе управления и перечислить функции управления.

2. Перечислить основные задачи автоматизированного управления производством.

3. Что такое процессная модель предприятия?

4. Описать замкнутый контур управления по бизнес – процессу

5. Предварительное определение бизнес – процессов, закрепленных за СП, предполагает выдачу каких документов?

6. В каком порядке осуществляется сбор исходных данных в формализованном виде и идет построение существующей процессной модели предприятия?

7.Понятие и содержание системного анализа и синтеза систем управления

8.Методика предпроектного обследования

9.Организация обследования и обследование организационной структуры предприятия

10.Обследование функциональной структуры предприятия

11. Рассказать о системе классификации и кодирования, используемой при обследовании предприятия

12. Нарисовать и описать график возникновения информационных барьеров

13. Из чего состоит информационное обеспечение управления производством?

14. Рассказать о системе классификации и кодирования информации

15. Какие бывают формы документов и что такое документооборот?

16. Что такое информационная база данных, массив?

17. Что понимается под технологическим процессом обработки информации?

18.Создание Координационного Совета по информационным технологиям

19. Перечислить задачи и функции Координационного Совета по информационным технологиям

20. Порядок взаимодействия субъектов ИАСУ, перечислить основные принципы.

21. Перечислить основные принципы создания и эксплуатации автоматизированных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации изменений

 

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

 

Подпись

Расшифровка подписи

 

Дата

Дата введения изменения

замененных

новых

аннулированных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

6 + 1 =