ОП_7_Восприятие


Вопрос 7. Восприятие: понятие, свойства, виды.

Восприятие целостное отражение предметов, явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение — отражение отдельных свойств. Восприятие — целостные образы (воспринимая апельсин, мы объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши зна­ния о нем) , т. е. в процесс восприятия включаются память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Интересный предмет воспринимаем более активно, безразличный нам предмет можем не заметить.

Восприятие — это слож­ный процесс, познания того, что в данный момент воздействует на нас.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, апперцептивность, категориальность, избирательность .(6 шт)

1.Предметность восприятия отражение объектов и явлений не в виде набора ощущений, а в форме отдельных предметов. Возникновение и совершенствование происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Пример: тарелка вблизи круглая, далеко – овальная, но это все равно тарелка

2.Целостность при неполном отражении свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета (целое больше суммы частей)

С целостностью восприятия связана структурность. (если человек слу­шает мелодию, то воспринимает ее структуру в целом)

3.Константность — постоянство свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. (автомобиль вдали будет восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него) В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных соче­таний, известных по прошлому опыту, форма воспринима­емого предмета остается постоянной.

Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в изменчивом мире.

4. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

(один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься разными людьми)

Знания и опыт влияют на точность вос­приятия (не узнавая иностранного языка, разбираем родную речь даже невнятную)

Содержание восприятия определяется поставленной зада­чей, мотивами деятельности, интересами. (не технарь, в автомобилях не замечает конструктивных особенностей)

Установки и эмоции меняют содержание восприятия. Мать спящего ребенка не замечает шум улицы, но реагирует на звуки со стороны ребенка.

5.Категориальность — отнести предмет к опреде­ленной группе (не просто стол, а мебель)

Процесс осмысления воспринимаемой информации:

1 этап: выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту.

2 этап: поиск в памяти аналогичного комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

3 этап: отнесение объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

4 этап: окончательный вывод об объекте, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

 

6.Избирательность . Воспринимаем один предмет (группу предметов), остальные объекты — фон восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. (фигуро-фоновые отношения)

(читаем книгу и не обращаем вни­мания на то, что происходит у нас за спиной)

 

 

 

 

Виды восприятия:

По модальности: какой анализатор играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. (это в учебнике Маклакова, Юлия Дм-на выделила 3: зрительные, слуховые, кинестетические)

Восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. (восприятие текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

По типам материи: пространство, время и движение.

 

Восприятие пространства:

1)восприятие формы

2)восприятие величины (аккомодация, конвергенция, удаленность, взаимное расположение)

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве.

В восприятии величины предмета — чем больше изображение предмета на сетчатке, тем боль­шим нам кажется предмет.

Кон­траст предметов окружение, в кото­ром находится предмет, оказывает влияние на его восприятие. Круг среди больших кругов кажет­ся значительно меньше, чем круг такого же диаметра, находящийся среди кругов меньшего размера (это иллюзия восприятия). Светлые предме­ты кажутся больше, чем темные.

Восприятие формы предмета. При восприятии формы константность сохраняется. Круглый предмет, на­ходящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке — эллипс. Учитывается поворот предмета к нам. Восприятие величины и формы зависит от нашего опыта.

 

При восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, конвергенция и дивергенция глаз. Конвергенция — сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу — при переводе взгляда с далекого предмета па близ­кий. При обратном переводе — с близкого на далекий предмет — наблюдается дивергенция глаз, т. е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей.

 

Аккомодация глаз форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется (сокращаются или расслабляются мышцы глаза.

Расположение предметов по отношению друг к другу:

Положение предметов в простран­стве имеет первоочередное значение — человек ори­ентируется в пространстве, а для этого он должен получать инфор­мацию о расположении предметов.

 

Восприятие движения

С позиции гештальтпсихологии: почему кажется, что движется луна, а не обла­ка? движущимся воспринимается фигура, а не фон. Движущимся кажется меньший предмет, или который претерпевает наибольшие изменения (на основе прошлого опыта человека)

Восприятие времени

Время не явление мате­риального мира. О его течении судим по некоторым признакам.

1.биологическое время (сезонные ритмы, суточный физиологический ритм).

Оценка длительности : много событий и они интересны — время шло быстро. И наоборот.

В прошедших событиях, наоборот – много событий – кажется более продолжительным.

Положительные эмоции – идет быст­ро. Негативные – долго.

Время необратимо — так воспринимаем течение времени.

Время — вектор. Значит есть отправная точка. Для конкретного человека — это его рождение, для человечества — общепринятая точка, например рождение Иисуса Христа.

Два аспекта: субъективный (наше ощущение) и объективно-условный (помога­ет ориентироваться во времени)

Нарушения восприятия:

1. Агнозия – трудности в узнавании предметов, звуков, цветов. (Видим порознь. Гриб – шляпка и ножка врозь.)

2. Галюцинации – ложные восприятия (голоса, запахи)

3. Псевдогалюцинации – человек что-то видит, что видит только он, объясняя это имеющимся у него органом.

4. Нарушение мотивационного компонента восприятия (например, на спектакле смысл не улавливает).

5. Перцептивная защита – непереносимость неопределенности. (студентки не заметили «маты» у профессора).

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

+ 70 = 75