Методический доклад Ноябрь 2016 Майборода Л. Г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ме­то­ди­чес­кий до­клад на те­му:

«Раз­ви­тие твор­чес­кой лич­нос­ти в сис­те­ме до­пол­ни­тель­но­го пред­про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния»

 

 

      Под­го­то­ви­ла и про­чи­та­ла

      на пед­со­ве­те:

      пре­по­да­ва­тель

      на­род­но­го от­де­ла

      ГУ ЛНР «Крас­но­луч­ская

      дет­ская шко­ла ис­кусств»

      Май­бо­ро­да Л. Г.

 

 

 

Г. Крас­ный Луч, но­ябрь 2016 г.

Вы­ступ­ле­ние на пе­да­го­ги­чес­ком со­ве­те на те­му:

«Раз­ви­тие твор­чес­кой лич­нос­ти в сис­те­ме

до­пол­ни­тель­но­го пред­про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния»

Ес­ли го­во­рить о твор­чест­ве, то твор­чес­кой де­я­тель­нос­тью мы на­зы­ва­ем та­кую де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, ко­то­рая со­зда­ёт не­что но­вое, всё рав­но, бу­дет ли это со­здан­ное ка­кой-ли­бо ве­щью внеш­не­го ми­ра или из­вест­ным по­стро­е­ни­ем ума или чув­ства, жи­ву­щим толь­ко в са­мом че­ло­ве­ке, имен­но твор­чес­кая де­я­тель­ность че­ло­ве­ка де­ла­ет его су­щест­вом, об­ра­щён­ным к бу­ду­ще­му, со­зи­да­ю­щим его и ви­до­из­ме­ня­ю­щим своё на­сто­я­щее.

Са­мы­ми цен­ны­ми уме­ни­я­ми, ко­то­рые мы мо­жем дать де­тям, яв­ля­ет­ся имен­но уме­ние учить­ся, са­мо­сто­я­тель­но до­бы­вать но­вые зна­ния и ре­шать про­бле­мы.

Серьёз­ны­ми пре­пят­стви­я­ми на пу­ти к твор­чес­кой де­я­тель­нос­ти мо­гут вы­сту­пать:

стрем­ле­ние быть по­хо­жим на дру­гих

бо­язнь по­ка­зать­ся глу­пым или смеш­ным в сво­их суж­де­ни­ях, по­ве­де­нии

за­вы­шен­ная са­мо­оцен­ка

лень, не­спо­соб­ность до­вес­ти де­ло до кон­ца, от­сут­ствие под­держ­ки окру­же­ния, не­ве­рие в се­бя и так да­лее.

А важ­ней­шим свой­ством твор­чес­кой лич­нос­ти яв­ля­ет­ся её соб­ствен­ная ак­тив­ность, на­пря­мую об­у­слов­лен­ная ин­те­ре­са­ми и по­треб­нос­тя­ми.

Пе­да­го­ги от­ме­ча­ют, что для раз­ви­тия твор­чес­кой лич­нос­ти не­об­хо­ди­мо со­зда­ние про­блем­ных си­ту­а­ций. Де­я­тель­ность долж­на быть мак­си­маль­но труд­ной, но од­но­вре­мен­но вы­пол­ни­мой, на­хо­дить­ся в зо­не по­тен­ци­аль­но­го раз­ви­тия ре­бён­ка.

Ес­ли пре­по­да­ва­тель об­ла­да­ет выс­ши­ми твор­чес­ки­ми воз­мож­нос­тя­ми, то и его ода­рён­ные уче­ни­ки до­би­ва­ют­ся бли­ста­тель­ных ус­пе­хов.

При лю­бой фор­ме твор­чес­кой ак­тив­нос­ти важ­но, что­бы уче­ни­ки на­хо­ди­лись при ре­ше­нии про­блем в си­ту­а­ции успе­ха, осмыс­ли­ва­ли бы свои до­сто­ин­ства и не­до­стат­ки.

В вос­пи­та­нии твор­чес­ко­го от­но­ше­ния важ­но раз­ви­вать са­мо­сто­я­тель­ность, ком­му­ни­ка­тив­ность, уме­ние са­мо­пре­зен­та­ции, стрем­ле­ние са­мо­со­вер­шен­ство­вать­ся, стрем­ле­ние к но­виз­не, уни­каль­нос­ти.

Лич­ност­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная мо­дель обу­че­ния пред­по­ла­га­ет пе­ре­ход от пе­да­го­ги­ки тре­бо­ва­ния к пе­да­го­ги­ке со­труд­ни­чест­ва.

Кри­те­ри­ями эф­фек­тив­нос­ти де­я­тель­нос­ти ДШИ, ко­то­рая встро­ена в сис­те­му до­пол­ни­тель­но­го пред­про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, яв­ля­ют­ся:

1. На­ли­чие по­сту­па­ю­щих в сред­ние и выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния.

2. Учас­тие в кон­кур­сах и фес­ти­ва­лях.

3. Учас­тие в со­ци­аль­но зна­чи­мых куль­тур­ных ме­ро­при­я­ти­ях го­ро­да, ре­ги­о­на.

В на­сто­я­щее вре­мя кон­кур­снофе­сти­валь­ное дви­же­ние раз­ви­ва­ет­ся и рас­ши­ря­ет­ся по все­му ми­ру. Кон­кур­сы вы­я­в­ля­ют та­лан­ты и да­ют воз­мож­ность для их твор­чес­ко­го рос­та, фор­ми­ру­ют куль­тур­ный об­раз го­ро­да. Хо­тя в сре­де про­фес­си­о­наль­ных му­зы­кан­тов от­но­ше­ние к дет­ским кон­кур­сам не­од­но­знач­ное.

Кон­кур­сы мож­но раз­де­лить на две груп­пы: кон­кур­сыфес­ти­ва­ли и кон­кур­сысо­рев­но­ва­ния.

1) кон­кур­сам-фес­ти­ва­лям не свой­ствен­на жёст­кая кон­ку­рен­ция. Фес­ти­валь боль­ше по­хож на празд­ник, где не уста­нав­ли­ва­ют­ся «кон­курс­ные ре­кор­ды», ско­рее, та­кой кон­курс на­прав­лен на под­держ­ку идеи люб­ви к му­зи­ци­ро­ва­нию в ат­мо­сфе­ре спо­кой­ствия и пре­дан­нос­ти му­зы­ке. Хо­чет­ся, что­бы са­мо учас­тие в кон­кур­се ста­ло для на­чи­на­ю­ще­го ар­тис­та же­ла­е­мым воз­на­граж­де­ни­ем и по­мог­ло в твор­чес­ких по­ис­ках опре­де­ле­ния в ми­ре му­зы­ки и искус­ства.

2) кон­кур­сысо­рев­но­ва­ния рас­счи­та­ны на вы­яв­ле­ние наи­бо­лее яр­ких ис­пол­ни­те­лей.

Со­зда­ние ус­ло­вий эф­фек­тив­но­го обу­че­ния и раз­ви­тия ода­рён­ных уча­щих­ся для даль­ней­ше­го по­лу­че­ния ими про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния в сфе­ре ис­кусств не един­ствен­ная мис­сия дет­ской шко­лы ис­кусств в сис­те­ме пред­про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Со­зда­ние со­вре­мен­но­го от­кры­то­го Куль­тур­но­го цен­тра, на­при­мер, осу­щест­вля­ю­ще­го сис­те­ма­ти­чес­кую про­све­ти­тель­скую и до­су­го­вую де­я­тель­ность — ещё од­на важ­ней­шая мис­сия шко­лы.

Основ­ны­ми за­да­ча­ми та­ко­го цен­тра яв­ля­ют­ся:

удов­ле­тво­ре­ние ду­хов­ных по­треб­нос­тей и по­вы­ше­ние ка­чест­ва ор­га­ни­за­ции куль­тур­но­го до­су­га жи­те­лей го­ро­да че­рез ор­га­ни­за­цию кон­церт­ной де­я­тель­нос­ти уча­щих­ся и пе­да­го­гов ДШИ;

про­па­ган­да и со­хра­не­ние тра­ди­ций се­мей­но­го и кол­лек­тив­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния;

ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­но зна­чи­мой де­я­тель­нос­ти де­тей, под­рост­ков и мо­ло­дё­жи.

За­да­ча под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ра­бо­че­го, фор­ми­ро­ва­ние его твор­чес­ких спо­соб­нос­тей воз­ла­га­ет­ся, преж­де все­го, на уч­реж­де­ние до­пол­ни­тель­но­го пред­про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Пра­виль­ная ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са по­зво­лит во­о­ру­жить уча­щих­ся вы­со­ким уров­нем прак­ти­чес­кой под­го­тов­ки к твор­чес­кой де­я­тель­нос­ти лич­нос­ти в про­цес­се те­о­ре­ти­чес­ко­го обу­че­ния.

Под­го­тов­ка уча­щих­ся к твор­чес­кой де­я­тель­нос­ти в сис­те­ме до­пол­ни­тель­но­го пред­про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния бу­дет ус­пеш­на, ес­ли:

обес­пе­чить ори­ен­та­цию уча­щих­ся на ак­ти­ви­за­цию твор­чес­кой де­я­тель­нос­ти;

ис­поль­зо­вать ин­но­ва­ци­он­ные ме­то­ды (сред­ства, ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы и пе­да­го­ги­чес­кие тех­но­ло­гии);

обос­но­вать и осу­щест­вить от­бор тес­тов для пе­да­го­ги­чес­кой и пси­хо­ло­ги­чес­кой ди­а­гнос­ти­ки лич­нос­ти;

обес­пе­чить по­ло­жи­тель­ное эмо­ци­о­наль­ное вос­при­я­тие твор­чес­кой де­я­тель­нос­ти.

Ос­нов­ное пред­на­зна­че­ние уч­реж­де­ния до­пол­ни­тель­но­го пред­про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния со­сто­ит в раз­ви­тии мо­ти­ва­ции лич­нос­ти к по­зна­нию и твор­чест­ву, ре­а­ли­за­ции до­пол­ни­тель­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм и ус­луг в ин­те­ре­сах лич­нос­ти, об­щест­ва, го­су­дар­ства.

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

67 − 59 =