Орг-я исследований в проф. сфере



Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра регионального и муниципального управления

 

 

 

 

Утверждена

Ученым советом Уральского института управления — филиала РАНХиГС

(в составе ОП ВО)

Протокол № 9

от « 28 » мая 2015 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.ДВ.5.1 «Организация исследований в профессиональной сфере»

 

по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Очная, заочная и очно-заочная формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2015 г.

 

 

 

 

 

Авторы–составители:

к.c.н., доцент       Т.Е. Зерчанинова

И.С. Тарбеева

 

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой регионального и муниципального управления

 

Протокол 21 мая 2015 г. № 7   

 

 

Заведующий кафедрой регионального

и муниципального управления        к.с.н., доцент Т.Е. Зерчанинова

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины   4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине   4

3. Место дисциплины в структуре ОП ВО   5

4. Объем дисциплины   6

5. Содержание и структура дисциплины   6

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине   17

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины   19

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине   21

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины   22

9.1. Основная литература   22

9.2. Дополнительная литература   23

9.3. Интернет-ресурсы, справочные системы   24

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины   24

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Актуальность дисциплины

Дисциплина «Организация исследований в профессиональной сфере» призвана сформировать у бакалавров целостное представление о сущности исследовательской деятельности, об организации, процедуре, методологии и конкретных методах исследовательской работы в профессиональной сфере и выработать навыки, позволяющие организовать и провести собственное исследование.

Освоение принципов исследовательской работы позволит бакалаврам использовать полученные знания при написании выпускной квалификационной работы, а также в будущей профессиональной деятельности.

 

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Организация исследований в профессиональной сфере» – формирование у бакалавров в процессе ее изучения целостной системы знаний о методологии научных исследований и использовании их результатов в профессиональной сфере.

Задачи дисциплины:

комплексное изучение методов сбора и классификационно-методической обработки информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях;

углубленное изучение методов социологических исследований;

изучение процедуры эмпирического исследования;

освоение навыков проведения и организации самостоятельного эмпирического исследования в профессиональной сфере.

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Код

компетенции

Содержание компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

 

ПК-6

Данная профессиональная компетенция состоит в формировании навыков по использованию различных методов и специализированных средств для аналитической работы и изучения деятельности органов власти и общественных организаций.

 

Знать:

З.35. количественные и качественные методы анализа

З.36. процедуры теоретического и эмпирического исследования

Уметь:

У.11. обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные

У. 30. анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы

Владеть:

В.4.  качественными и количественными методами социологических исследований

В.20. навыками организации исследовательской деятельности в профессиональной сфере

ПК-26

Данная профессиональная компетенция состоит в формировании навыков по использованию различных методов сбора, обработки информации.

 

Знать:

З.35. количественных и качественных методов анализа

З.36. процедуры теоретического и эмпирического исследования

Уметь:

У.11. обрабатывать эмпирические данные

У.31. собирать эмпирические и данные

Владеть:

В.4. качественными и количественными методами социологических исследований

В.20. навыками организации исследовательской деятельности в профессиональной сфере

 

Требования к результатам освоения дисциплины

? Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Профессиональные компетенции (ПК):

владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ; ОМС, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6)

— владение навыками сбора, обработки информации (ПК-26)

 

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Дисциплина «Организация исследований в профессиональной сфере» относится к дисциплинам по выбору.

До освоения программы дисциплины «Организация исследований в профессиональной сфере» бакалавры должны изучить следующий блок дисциплин:

«Логика»,

«Философия»,

«Социология»,

«Теория менеджмента»,

«Теория организации»,

«Экономическая теория»,

«Статистика»,

«Основы государственного и муниципального управления»,

«Основы управления персоналом»,

«Государственная и муниципальная служба».

Дисциплина «Организация исследований в профессиональной сфере» предшествует следующим дисциплинам:

«Региональное управление»,

«Маркетинг территорий»,

«Управленческий консалтинг»,

«Принятие и исполнение государственных решений»,

«Реформирование государственного управления»,

«Прогнозирование и планирование»,

«Связи с общественностью в органах власти»,

«Управление программами и проектами в ГМУ».

 

Знания, навыки и умения, полученные студентами в процессе освоения дисциплины, могут быть применены при прохождении производственной и преддипломной практик, а также при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы.

 

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины:

Для очной формы обучения составляет 4 зачетные единицы, 144 часа

Для очно-заочной формы обучения 6 зачетных единиц, 216 часов

Для заочной формы обучения 5 зачетных единиц, 180 часов

 

Формы обучения

Лекции

(часы)

Практические

занятия (часы)

Самостоятельная

работа (часы)

Всего часов

1.

Очная

20

32

92

144

2.

Очно-заочная

10

14

192

216

3.

Заочная

6

10

164

180

 

Форма итогового контроля: экзамен.

 

5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1.Содержание дисциплины

N п/п

Наименование тем (разделов)

Содержание тем (разделов)

Коды компетенций

Коды ЗУН

Тема 1.

Методология исследовательской деятельности

Понятие и функции исследований. Классификации исследований. Процедура исследования. Понятие «методология исследования», уровни методологии. Понятие «метод исследования».

ПК-26

З.35., З.36., У.11. , У.31., В.4.,  В.20.

Тема 2.

Программа эмпирического исследования

Понятие «программа исследования», структура программы. Теоретико-методологический раздел. Методический раздел. Организационный раздел.

ПК-26

З.35., З.36., У.11. , У.31., В.4.,  В.20.

Тема 3.

Методы социологического исследования

Методы сбора социологической информации. Понятие «социологический опрос» и его виды. Понятие «социологическое наблюдение» и его виды. Документальный метод. Сущность социологического эксперимента и его виды. Выборочный метод в социологических исследованиях.

ПК-6, ПК-26

З.35., З.36., У.11. , У.30., У.31., В.4.,  В.20.

Тема 4.

Экспертные методы исследования

Сущность и особенности экспертных методов. Социальная экспертиза, групповая и индивидуальная экспертиза. Преимущества, трудности, типичные недостатки экспертных методов. Подбор экспертов, компетентность экспертов, формирование группы экспертов. Экспертные методы.

ПК-6, ПК-26

З.35., З.36., У.11. , У.30., У.31., В.4.,  В.20.

Тема 5.

Методы обработки и анализа информации

Содержание третьего и четвертого этапов исследования. Виды обработки первичных данных. Виды анализа данных

ПК-6, ПК-26

З.35., З.36., У.11. , У.30., У.31., В.4.,  В.20.

Тема 6.

Организация исследования и представление его результатов

Понятие «организация исследования». Виды работ. Представление результатов исследования.

ПК-6, ПК-26

З.35., З.36., У.11. , У.30., У.31., В.4.,  В.20.

 

5.2. Структура дисциплины

 

Очная форма обучения

 

Форма обучения и кол-во часов

 

 

Наименование разделов

и тем

 

 

Количество

часов

Всего часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Л

П\3

СМР

Тема 1. Методология исследовательской деятельности

 

 

3 i

4

17

24

Собеседование

Творческое задание

Тема 2. Программа эмпирического исследования

3 i

8 i

19

30

Собеседование

Творческое задание

Тема 3. Методы социологического исследования

8 i

8 i

22

38

Собеседование

Творческое задание

Расчетно-графическая работа

Тема 4. Экспертные методы исследования

2 i

4

14

20

Собеседование

 

Тема 5. Методы обработки и анализа информации

2 i

14

16

Расчетно-графическая работа

Тема 6. Организация исследования и представление его результатов

4 i

6 i

6

16

Собеседование

Творческое задание

Круглый стол

Портфолио

 

Итого по дисциплине

20

32

92

144

 

 

Очно-заочная форма обучения

 

Форма обучения и кол-во часов

 

 

Наименование разделов и тем

 

 

Количество

часов

Всего часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Л

П\3

СМР

Тема 1. Методология исследовательской деятельности

 

 

2 i

34

36

Тестирование

Тема 2. Программа эмпирического исследования

2 i

2 i

38

42

Творческое задание

Тема 3. Методы социологического исследования

4 i

6 i

40

50

Собеседование

Творческое задание

Тема 4. Экспертные методы исследования

2 i

2

28

32

Собеседование

Тема 5. Методы обработки и анализа информации

2 i

26

28

Собеседование

Расчетно-графическая работа

Тема 6. Организация исследования и представление его результатов

2

26

28

Собеседование

Итого по дисциплине

10

14

192

216

 

 

Заочная форма обучения

 

Форма обучения и кол-во часов

 

 

Наименование разделов и тем

 

 

Количество

часов

Всего часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Л

П\3

СМР

Тема 1. Методология исследовательской деятельности

 

 

1 i

29

30

Тестирование

Тема 2. Программа эмпирического исследования

2 i

2 i

32

36

Творческое задание

Тема 3. Методы социологического исследования

2 i

4 i

38

44

Собеседование

Творческое задание

Тема 4. Экспертные методы исследования

1 i

1

24

26

Собеседование

Тема 5. Методы обработки и анализа информации

2 i

20

22

Собеседование

Расчетно-графическая работа

Тема 6. Организация исследования и представление его результатов

1 i

21

22

Собеседование

Итого по дисциплине

6

10

164

180

 

 

5.3. Содержание лекционного курса

 

iлекция-визуализация

Тема 1. Методология исследовательской деятельности

 

Понятие и функции исследований. Классификации исследований. Процедура исследования.

Понятие «методология исследования», уровни методологии. Методологические принципы исследовательской деятельности.

Понятие «метод исследования». Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований.

 

iлекция-визуализация

Тема 2. Программа эмпирического исследования

 

Понятие «программа исследования», структура программы.

Теоретико-методологический раздел. Постановка проблемы, системная характеристика объекта и предмета, требования к формулировке объекта. Постановка цели и задач. Теоретическая интерпретация и операционализация понятий, эмпирические показатели и индикаторы. Гипотезы.

Методический раздел. Определение стратегии исследования. Выбор методов и методики исследования, информационная база, обоснование модели выборочной совокупности.

Организационный раздел. Рабочий план исследования, вспомогательные документы.

 

 

iлекция-визуализация

Тема 3. Методы социологического исследования

 

Методы сбора социологической информации: социологический опрос, наблюдение, документальный метод, социологический эксперимент.

Понятие «социологический опрос». Основные виды опроса: интервью и анкетирование.

Понятие «социологическое наблюдение». Виды социологического наблюдения.

Документальный метод. Понятие документа как источника социологической информации. Виды документов. Основные методы анализа документов: традиционный анализ и формализованный (контент-анализ).

Сущность социологического эксперимента. Виды экспериментов.

Выборочный метод в социологических исследованиях. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность выборки. Классификации выборок: по роли вероятностных законов (случайные и неслучайные), по характеру единиц отбора (производственная, территориальная и смешанная), по количеству ступеней (одноступенчатая и многоступенчатая). Расчет объема простой случайной выборки. Карта репрезентации для квотной выборки.

 

 

iлекция-визуализация

Тема 4. Экспертные методы исследования

 

Сущность и особенности экспертных методов. Социальная экспертиза, групповая и индивидуальная экспертиза. Преимущества, трудности, типичные недостатки экспертных методов. Подбор экспертов, компетентность экспертов, формирование группы экспертов. Экспертные методы: метод Дельфи, экспертный опрос, численная (балльная) оценка и др.

 

iлекция-визуализация

Тема 6. Организация исследования и представление его результатов

 

Понятие «организация исследования». Виды работ.

Представление результатов исследования. Отчет о научно-исследовательской работе. Научные статьи. Научные конференции. ВКР: методика написания, правила оформления и порядок защиты.

 

5.4. План практических занятий

 

Тема 1. Методология исследовательской деятельности

 

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

— понятие и функции исследований

— классификации исследований

— процедура исследования

— понятие «методология исследования», уровни методологии

— методологические принципы исследовательской деятельности

— понятие «метод исследования», классификации исследований

2. i Творческое задание – обзор исследований с презентацией.

 

Литература

 

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. Учебное пособие. М.: ООО «Новое знание». 2004. 336 с.

2. Вайнштейн М.З. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вайнштейн М.З., Вайнштейн В.М., Кононова О.В. Электрон. текстовые данные. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. 216 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22586. ЭБС «IPRbooks»

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

4. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. 540 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401. ЭБС «IPRbooks».

5. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.

6. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks»

7. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

8. Киселёва А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Киселёва А.М. Электрон. текстовые данные. Омск: Омский государственный университет, 2014. 240 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24888. ЭБС «IPRbooks».

9. Костин В.А., Костина Н.Б. Методологические основы управленческого анализа. Екатеринбург. 2004. Гл. 4,6.

10. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2005. 272 с.

11. Ли Р.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ли Р.И. Электрон. текстовые данные. Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. 190 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22903. ЭБС «IPRbooks»

12. Основы научных исследований: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. 5-е изд. М.: Дашков и К, 2013. 243 с.

13. Поппер К.Р. Логика научного исследования / Карл Поппер; пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Республика, 2005. 446 с.

14. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. 317 с.

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. 6-е изд. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 595 с.

 

Тема 2. Программа эмпирического исследования

 

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

— структура программы социологического исследования

— требования к содержанию разделов программы

2. i Творческое задание: разработать проект программы эмпирического социологического исследования и провести её презентацию.

 

Литература

 

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

2. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. 540 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401. ЭБС «IPRbooks».

3. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.

4. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks»

5. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. 6-е изд. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 595 с.

 

 

Тема 3. Методы социологического исследования

 

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

— основные методы сбора социологической информации

— разновидности методов сбора социологической информации

— возможности и ограничения методов сбора социологической информации

2. i Творческое задание: разработать социологическую методику для сбора данных в соответствии с программой исследования (на выбор: анкету или бланк формализованного интервью).

3. i Творческое задание – контент-анализ СМИ в рамках выбранной темы исследования.

4. i Расчетно-графическая работа расчет объема выборочной совокупности и карта репрезентации для квотной выборки. Расчет объема выборки по формуле простой случайной выборки в зависимости от объема генеральной совокупности. Карта репрезентации – 1-2 страницы на основе исходных статистических данных, характеризующих генеральную совокупность

 

Литература

 

1. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд. М.: КДУ, 2006. 293 с.

4. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: учебник для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М. : ИНФРА-М, 2006. 768 с.

5. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. 540 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401. ЭБС «IPRbooks»

6. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.

7. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks».

8. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

9. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1-2. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М., 1990.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. 6-е изд. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 595 с.

 

 

 

Тема 4. Экспертные методы исследования

 

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

— сущность и особенности метода экспертных оценок. Виды социальной экспертизы

— подбор экспертов, компетентность экспертов, формирование группы экспертов

— экспертные методы исследования: метод Дельфи, экспертный опрос, численная (балльная) оценка.

 

Литература

 

1. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

3. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок [Электронный ресурс]: теория и практика/ Гуцыкова С.В. Электрон. текстовые данные. М.: Институт психологии РАН, 2011. 144 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15548. ЭБС «IPRbooks».

4. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: учебник для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М. : ИНФРА-М, 2006. 768 с.

5. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник / Добреньков В.И., Кравченко А.И. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. 540 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401. ЭБС «IPRbooks»

6. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.

7. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks».

8. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

 

Тема 5. Методы обработки и анализа информации

 

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

— содержание третьего и четвертого этапов исследования

— виды обработки первичных данных

— виды анализа данных

 

2. i Расчетно-графическая работа результаты обработки и анализа первичных данных в программе VORTEX. Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо опросить 10-20 человек. Для обработки данных на семинарском занятии в компьютерном классе принести 10-20 заполненных анкет или бланков интервью. Результаты обработки представляются в виде линейного распределения.

 

Литература

 

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

2. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: учебник для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М. : ИНФРА-М, 2006. 768 с.

3. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник / Добреньков В.И., Кравченко А.И. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. 540 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401. ЭБС «IPRbooks».

4. Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях [Электронный ресурс]: учебное пособие / Дубина И.Н. Электрон. текстовые данные. М.: Финансы и статистика, 2010. 415 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12436. ЭБС «IPRbooks»

5. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks».

6. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

 

Тема 6. Организация исследования и представление его результатов

 

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

— виды работ по организации исследования

— отчет о научно-исследовательской работе: структура и требования ГОСТа

— научные конференции

2. i Творческое задание: статья на студенческую конференцию (3-5 страниц через 1,5 интервала).

3. i Творческое задание: Круглый стол «Актуальные направления исследований проблем государственного и муниципального управления». Обсуждаются темы, по которым студентами были написаны статьи

 

 

Литература

1. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. Электрон. Текстовые данные. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. 540 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401. ЭБС «IPRbooks».

2. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.

3. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. Текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks».

4. Основы научных исследований: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. — 5-е изд. М.: Дашков и К, 2013. 243 с.

Интернет-источники:

1. Положение о выпускной квалификационной работе по программам высшего профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

2. ВКР. Методические рекомендации для бакалавров. URL: http://ui.ranepa.ru/pages/723/

3. ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе: структура и правила оформления». URL: http://www.ifap.ru/library/gost/7322001.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

6. Научные конференции России. URL: http://www.kon-ferenc.ru

7. Научные конференции в России и зарубежом. URL: http://www.konferen.ru/

8. Конференции.RU. Каталог научных мероприятий. URL: http://www.konferencii.ru

9. Берг Д.Б. Краткое руководство по написанию тезисов доклада. URL: http://www.ssa-rss.ru/files/File/info/Thesis.pdf

10. Как написать научную статью. Советы начинающему автору. URL: http://www.power-e.ru/pdf/article_write.pdf

11. Как написать научную статью. URL:http://www.ssau.ru/education/asp_doct/howto

12. Как написать научную статью и избежать «подводных камней». URL: http://bestavtor.ru/stati/rubrikastati.html

13. Как написать научную статью. URL: http://www.telecomlaw.ru/young_res/public_1.pdf

14. Как написать научную статью. URL: http://www.ingnpublishing.com/rig/metodicheskaya_pomow/kak_napisat_nauchnuyu_statyu/

15. Написать научную статью. URL: http://nfinnovate.com/index_sub2_sub5_sub1.html

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

5.1. Задания на межсессионный период для заочной и очно-заочной форм обучения

 

1. Разработка проекта программы для эмпирического социологического исследования.

2. Разработка анкеты или бланка формализованного интервью для социологического опроса в соответствии с программой исследования.

3. Проведение пилотажного исследования: опросить 10-20 человек по разработанной анкете. Заполненные анкеты иметь при себе на семинарское занятие в компьютерном классе.

 

5.2. Задания на межсессионный период для очной формы обучения

 

1. Обзор исследований с презентацией

2. Разработка проекта программы для эмпирического социологического исследования.

3. Разработка анкеты или бланка формализованного интервью для социологического опроса в соответствии с программой исследования.

4. Проведение пилотажного исследования: опросить 10-20 человек по разработанной анкете.

5. Контент-анализ СМИ.

6. Опубликовать статью на научной конференции, оформить список трудов.

7. Портфолио.

 

6.3. Вопросы для коллоквиумов, собеседования

 

1. Понятие и функции исследований

2. Классификации исследований

3. Процедура исследования

4. Понятие «методология исследования», уровни методологии

5. Методологические принципы исследовательской деятельности

6. Понятие «метод исследования», классификации исследований

7. Структура программы социологического исследования

8. Требования к содержанию разделов программы

9. Основные методы сбора социологической информации

10. Разновидности методов сбора социологической информации

11. Возможности и ограничения методов сбора социологической информации

12. Сущность и особенности метода экспертных оценок. Виды социальной экспертизы

13. Подбор экспертов, компетентность экспертов, формирование группы экспертов

14. Экспертные методы исследования: метод Дельфи, экспертный опрос, численная (балльная) оценка.

15. Виды работ по организации исследования

16. Отчет о научно-исследовательской работе: структура и требования ГОСТа

17. Научные конференции

 

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, если студент воспроизводит изученный материал — от конкретных фактов до целостной теории, демонстрирует способность понимать и интерпретировать освоенную информацию и применять изученный материал;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент в целом воспроизводит изученный материал — от конкретных фактов до целостной теории, демонстрирует способность понимать и интерпретировать освоенную информацию, но допускает незначительные ошибки;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент в целом воспроизводит изученный материал;

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если ответа не было или студент не воспроизводит изученный материал, демонстрирует непонимание проблемы

 

6.4. Перечень дискуссионных тем для круглого стола

 

Круглый стол «Актуальные направления исследований проблем государственного и муниципального управления»

 

1. Проблемы реализации государственной социальной политики.

2. Повышение эффективности деятельности органов власти.

3. Государственно-частное партнерство.

4. Проблемы национальной и региональной безопасности.

5. Кадровые процессы в органах государственной власти и местного самоуправления.

 

Критерии оценки:

— оценка «отлично» выставляется студенту, если студент воспроизводит изученный материал — от конкретных фактов до целостной теории, демонстрирует способность понимать и интерпретировать освоенную информацию и применять изученный материал, умеет вести научную дискуссию (культура общения, взаимодействия с другими студентами, готовность отвечать на вопросы, умение слушать, корректность и доброжелательность, аргументированность своей точки зрения и т.п.);

оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент в целом воспроизводит изученный материал — от конкретных фактов до целостной теории, демонстрирует способность понимать и интерпретировать освоенную информацию, но допускает незначительные ошибки;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент в целом воспроизводит изученный материал;

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если ответа не было или студент не воспроизводит изученный материал, демонстрирует непонимание проблемы, не умеет вести научную дискуссию.

 

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7.1. Общие требования оценки работ

1. Оформление работы: оформление титульного листа; соблюдение требований в соответствии со стандартами Уральского института управления – филиала РАНХиГС (шрифт – Times New Roman, размер шрифта — 14, интервал – полуторный и т.п.); соблюдение требований к работе, касающихся объема текста; обязательно наличие ссылок на использованные источники.

2. Качество представления текста:

Структурированность. Работа разделена на смысловые части и присутствует логика изложения, связанная с логикой рассматриваемых процессов.

Ясность изложения, стиль. Текст представлен профессионально и грамотно, построен логично, присутствует ясный академический стиль изложения.

Информативность. Все аспекты темы отражены полностью, изложены факты, сделаны ссылки на источники.

 

7.2. Требования к различным видам работ

1. Контрольные работы

Контрольные работы проводятся на семинарах в форме тестирования по пройденным темам. Перед контрольной работой необходимо повторить содержание курса по указанным темам.

2. Творческие задания

№ 1 – Обзор исследований с презентацией (примерно 10 слайдов). Студентом самостоятельно (по согласованию с преподавателем) выбирается и формулируется тема его будущего исследования. В целях оценки направлений исследования и возможности верификации полученных в дальнейшем данных эмпирического исследования студентом проводится обзор ранее проведенных социологических исследований по избранной тематике (не старше 5 лет). При презентации исследований студентом должны быть указаны авторы и/или организации, проводившие исследования, взятые к обзору. Обзор не должен ограничиваться исследованиями, посвященными узкой теме исследования. Если исследование новаторское, то таковых работ может не оказаться вообще. Необходимо связать конкретную тему данного исследования с постановкой проблем в классических работах отраслевой социологии, и по возможности, с проблематикой общей социологии. По итогам обзора ранее проведенных исследований (не менее 2) студент должен определить перспективы дальнейшего изучения выбранной им темы.

№ 2 – Программа прикладного социологического исследования. Текст 4-6 страниц через 1,5 интервала в соответствии со структурой программы исследования на тему по проблемам ГМУ.

№ 3 – Анкета или бланк интервью – по выбору – на ту же тему, что и программа исследования. Объем – 4 стр.

№ 4 – Контент анализ СМИ. Студентом выбирается средство массовой информации (желательно, федерального уровня распространения) и в рамках выбранной им темы исследования проводится контент-анализ публикуемой в СМИ информации не менее, чем по 5 параметрам, в период за сутки (конкретная дата указывается студентом). Выбор СМИ для контент-анализа и параметры должны быть обоснованы в работе. По итогам контент-анализа студентом должен быть проведен анализ полученных данных. Объем – 3-4 страницы.

№ 5 – Опубликовать статью на научной конференции (3-5 страниц через 1,5 интервала) и оформить список научных трудов по предоставленной форме (1 страница).

3. Расчетно-графические работы

№ 1 — Расчет объема выборочной совокупности и карта репрезентации для квотной выборки. Расчет объема выборки по формуле простой случайной выборки в зависимости от объема генеральной совокупности. Карта репрезентации – 1-2 страницы на основе исходных статистических данных, характеризующих генеральную совокупность.

№ 2 — Результаты обработки и анализа первичных данных в программе VORTEX. Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо опросить 10-20 человек. Для обработки данных на семинарском занятии в компьютерном классе принести 10-20 заполненных анкет или бланков интервью. Результаты обработки представляются в виде линейного распределения.

4. Круглый стол

На круглом столе «Актуальные направления исследований проблем государственного и муниципального управления» обсуждаются темы, по которым студентами были написаны статьи

5. Портфолио

В портфолио входит:

1 Название портфолиоПортфолио достижений

2 Структура портфолио (инвариантные и вариативные части):

Инвариантные части:

2.1 Титульный лист

2.2 Содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио

2.3 Список научных трудов студента

2.4 Ксерокопии статей и выходных данных сборников

2.5 Информационные письма о научных конференциях, в которых студент принимал участие

Вариативные части:

2.6 Сертификаты участника научных конференций, конкурсов и т.п.

2.7 Грамоты, дипломы за участие в конкурсах научных работ

 

7.3. Антиплагиат и сроки сдачи работы

При представлении студентом работы, ранее написанной другим автором, работа аннулируется без права представления других результатов (в ведомость выставляется «0»). Оценка уровня заимствования осуществляется преподавателем при помощи системы «Антиплагиат», а также методом сопоставления с ранее сданными работами.

При нарушении сроков сдачи работы представленные материалы студента оцениваются из расчета в 50% от максимально возможного объема баллов, установленного за данный вид работ.

 

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Для студентов очного обучения процесс освоения дисциплины предполагает текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний.

Текущий контроль осуществляется в соответствии с утвержденной технологической картой и включает работу на практических занятиях, подготовку доклада, выполнение творческих заданий, расчетно-графических работ и портфолио.

Промежуточный контроль (аттестация) осуществляется в соответствии с установленным графиком и предполагает оценку в баллах, указанных в Технологической карте учебной дисциплины.

Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения обязательно выполнение 3-х заданий:

1. Разработка проекта программы для эмпирического социологического исследования.

2. Разработка анкеты или бланка формализованного интервью для социологического опроса в соответствии с программой исследования.

3. Проведение пилотажного исследования: опросить 10-20 человек по разработанной анкете. Заполненные анкеты иметь при себе на семинарское занятие в компьютерном классе.

Итоговый контроль (экзамен) для студентов очно-заочной и заочной форм обучения проводится в форме итоговой письменной работы, включающей 10 вопросов по различным темам курса.

Критерии оценки для экзамена:

«Отлично» – 9-10 правильных ответов

«Хорошо» – 7-8 правильных ответов

«Удовлетворительно» – 5-6 правильных ответов

Итоговый контроль (экзамен) для студентов очной формы обучения проводится в форме итоговой письменной работы, включающей 10 вопросов по различным темам курса.

Положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов. В том случае, если студент очной формы обучения получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно».

Критерии оценки по дисциплине:

«Отлично» – 81-100 баллов

«Хорошо» – 66-80 баллов

«Удовлетворительно» – 50-65 баллов

 

8.1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Понятие и функции исследований

2. Виды исследований

3. Процедура исследования.

4. Методология исследования, уровни методологии, методологические принципы

5. Методы исследования. Классификации методов.

6. Программа исследования, структура программы

7. Социологические опросы и их виды

8. Фокус-группа

9. Социологическое наблюдение

10. Метод анализа документов

11. Социологический эксперимент

12. Стратегия исследования

13. Выборочный метод в исследованиях

14. Экспертные методы

15. Организация исследований.

16. Отчет о НИР.

17. Научные конференции.

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

9.1. Основная литература

1. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks»

2. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

3. Киселёва А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Киселёва А.М. Электрон. текстовые данные. Омск: Омский государственный университет, 2014. 240 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24888. ЭБС «IPRbooks».

4. Ли Р.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ли Р.И. Электрон. текстовые данные. Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. 190 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22903. ЭБС «IPRbooks»

5. Основы научных исследований: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. 5-е изд. М.: Дашков и К, 2013. 243 с.

9.2. Дополнительная литература

 

1. Вайнштейн М.З. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вайнштейн М.З., Вайнштейн В.М., Кононова О.В.— Электрон. текстовые данные. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. 216 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22586. ЭБС «IPRbooks»

2. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок [Электронный ресурс]: теория и практика/ Гуцыкова С.В. Электрон. текстовые данные. М.: Институт психологии РАН, 2011. 144 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15548. ЭБС «IPRbooks»

3. Теория и методы анализа публичной политики: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Ю. Старцева. Екатеринбург: Урал. Ин-т управления РАНХиГС, 2014. 264 с.

Вспомогательная литература

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. Учебное пособие. М.: ООО «Новое знание». 2004. 336 с.

2. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд. М.: КДУ, 2006. 293 с.

5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: учебник для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М. : ИНФРА-М, 2006. 768 с.

6. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009.— 540 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27401.— ЭБС «IPRbooks».

7. Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дубина И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2010.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12436.— ЭБС «IPRbooks».

8. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.

9. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2010. 167 с.

10. Костин В.А., Костина Н.Б. Методологические основы управленческого анализа. Екатеринбург. 2004. Гл. 4,6.

11. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2005. 272 с.

12. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1-2. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М., 1990

13. Поппер К.Р. Логика научного исследования / Карл Поппер; пер. с англ. под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Республика, 2005. 446 с.

14. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. 317 с.

15. Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ / Ф.Э. Шереги, М.Н. Стриханов. М.: ЦСП, 2006. 456 с.

16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. 6-е изд. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 595 с.

 

9.3. Интернет-ресурсы, справочные системы

 

1. ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://libr.uapa.ru

2. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru

3. Полнотекстовая база журналов научной электронной библиотеки eLibrary http://elibrary.ru

4. Научные конференции России. URL: http://www.kon-ferenc.ru

5. Научные конференции в России и зарубежом. URL: http://www.konferen.ru/

6. Конференции.RU. Каталог научных мероприятий. URL: http://www.konferencii.ru

7. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

 

 

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

10.1 Материально-техническое обеспечение

1. Библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму (Электронный каталог книг и статей).

2. Читальный зал открытого доступа на 60 посадочных мест, электронный читальный зал на 10 мест. Студенты имеют возможность работать с электронными энциклопедиями и учебниками на CD-ROM, 30 справочно-правовыми системами («КонсультантПлюс», «Гарант»), со Сводным электронным каталогом библиотек Урала, получать консультации по электронной библиотечной информации. Имеется сегмент сети, построенный на беспроводной технологии Wi-Fi.

3. В процессе обучения все студенты Института обеспечены свободным доступом к учебно-методической документации и интернет-ресурсам, а именно:

— к вузовской ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://libr.uapa.ru

— ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru

— полнотекстовой базе журналов научной электронной библиотеки eLibrary http://elibrary.ru

4. Компьютерные классы с выходом в Интернет. Аудитория «Аквариум» зал общего доступа на 50 посадочных мест для самостоятельной работы студентов, оснащенный компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Института.

5. Для организации самостоятельной работы студентов и дистанционного обучения используются:

— электронный каталог учебно-методических материалов Института http://www.uapa.ru/student/manual/, где размещаются все рабочие учебные программы, учебные пособия, словари, и др.

— хранилище файлов первоисточников «Пакгауз» http://de.uapa.ru/webstore/ — размещаются как организационно-методические материалы (технологические карты, текущие баллы оценки учебной активности студентов), так и учебники, учебно-методические пособия, статьи, необходимые для обеспечения самостоятельной работы студентов

— сервер дистанционного обучения http://de.uapa.ru/

— каталог электронных полнотекстовых учебно-методических комплексов (66 ЭУМК) http://de.uapa.ru/de/title.htm, в т.ч. ЭУМК автора-составителя http://de.uapa.ru/de/ISSOCEK/eumk.htm

6. Для проведения:

— лекционных занятий имеются аудитории, оснащенные современным оборудованием – проектор, компьютер, аудиосистема с микрофоном;

— практических занятий – аудитории, специально оснащенные переносным оборудованием – проектор, компьютер;

— самостоятельной учебной работы студентов: внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

7. Электронные презентации лекций (на странице автора – составителя) на сайте Электронного стеллажа http://eshelf.uapa.ru/Teacher.aspx?id=106

Там же студенты оперативно получают задания для практической и самостоятельной работы, загружают свои письменные задания и в режиме обратной связи — уведомления о проверке работ и краткую аналитику по выполненной работе с соответствующими баллами. Там же автоматически ведется электронная ведомость накопленных баллов.

 

10.2. Программное обеспечение

? Программа обработки и анализа социологической и маркетинговой информации Vortex 8.

 

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

61 − 53 =