Определяющую роль в борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов



Определяющую роль в борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов. Охарактеризовать эту деятельность можно словосочетанием предупреждение преступности.

Криминология теснейшим образом связана с деятельностью по предупреждению преступности. Она разрабатывает на теоретическом уровне методы предупредительного характера, основываясь на научных исследованиях, опираясь на опыт других стран. Непосредственно правоохранительные и иные органы реализуют на практике созданные усилиями криминологов методы предупреждения преступности, выявляют их эффективность. Данный вопрос можно считать наиболее значимым из тех, которые затрагиваются криминологией. Это объясняется тем, что указанная работа в конечном итоге является решающей в организации борьбы с преступностью в целом и с отдельными ее видами.

Предупреждение преступности (преступлений)  – узаконенная деятельность, т. е. закрепленная законодателем в нормативно-правовом акте. Субъектный состав в данном случае не будет ограничен исключительно правоохранительными органами. Сюда также можно отнести и различные общественные организации, учреждения, конкретных граждан и иных лиц, прямо или косвенно выполняющих предупредительные функции. Предупреждение преступности – деятельность названных субъектов, закрепленная законодательством и направленная на устранение или уменьшение причин и условий, влияющих на совершение правонарушений. Предупреждение преступности осуществляется необходимыми мероприятиями:

1. выявлением;

2. пресечением;

3. изобличением, наказанием виновных и их исправлением;

4. предотвращением преступлений на общесоциальном и специально криминологическом уровнях.

Деятельность, связанная с предупреждением преступности, как и любая другая деятельность, должна удовлетворять принципу законности. Субъектам рассматриваемой деятельности необходимо следовать букве закона и ни в коем случае не превышать служебных полномочий. Наравне с законностью должны соблюдаться принципы гласности, справедливости, гуманности, демократизма.

Рассматриваемая деятельность обладает довольно широким кругом предупредительных мероприятий. Однако можно выделить ее основные направления предупреждение:

1. организованной преступности;

2. экономической преступности;

3. преступности несовершеннолетних и молодежи;

4. насильственных преступлений против личности и хулиганских проявлений;

5. преступлений, совершаемых должностными лицами правоохранительных органов;

6. преступлений, совершаемых женщинами. При проведении этой работы необходимо иметь в виду, что женская преступность отличается от мужской как количественно, так и качественно;

7. неосторожной преступности;

8. преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, представляет повышенную актуальность.

Предупреждение преступности общесоциальным путем осуществляется также посредством таких значимых мероприятий, которые осуществляются с целью внесения изменений в развитие общества, отдельных общественных отношений (экономических, политических, социальных и т. д.)

 

 

 

 

В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, чьи условия жизни или поведение указывают на такую возможность.

Предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно- правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов.

Предупреждение преступности представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, поскольку обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере — это упреждение самой возможности совершения преступления. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию уже тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зачаточном состоянии и поэтому легче поддаются устранению.

Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прервать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допустить наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности позволяет решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества.

Криминологи, исследующие проблемы предупреждения преступности, описывают широкий круг явлений, относящихся к объекту предупреждения преступности. При этом подчеркивается главное свойство всех явлений — их криминогенность, под которой понимается способность явлений находиться в прямой или опосредованной причинно-следственной связи с преступностью.

Исходя из свойств криминогенности, под объектом предупреждения преступности понимают, во-первых, негативные социальные явления и процессы в материальной и духовной жизни общества, которые стали причинами, условиями или факторами преступности. Во-вторых, объектами предупреждения преступности являются негативные, с точки зрения общественной безопасности, места концентрации лице преступным или социально-отклоняющимся поведением.

Такими местами могут быть отдельные участки местности (скверы, парки, кладбища и т. д.) или помещения (квартиры, гаражи, заброшенные постройки и т. д.), которые способствуют воспроизводству и формированию социально-негативных связей между людьми. В-третьих, в качестве объекта предупреждения преступности выступают преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей жизнедеятельности воспроизводят детерминанты преступности. В-четвертых, объектом предупреждения являются лица, совершившие преступления, и лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное.

Субъектами предупредительной деятельности являются государственные и негосударственные организации, социальные группы и отдельные Граждане, которые реализуют меры предупреждения преступности. Особенностью деятельности субъектов является их способность воздействовать на объект предупреждения преступности — детерминанты преступности, места концентрации лиц с преступным и социально-отклоняющимся поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность.

Исходя из задач, компетенции и содержания деятельности предупреждения преступности, субъекты можно классифицировать на органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия), неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.

В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности.

А также обеспечивают ее финансирование, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное оснащение, планирование, контроль и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области. Кроме того, непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений решают вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка.

Неспециализированные субъекты профилактики преступности — это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации; органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы; учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества.

К числу неспециализированных субъектов относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, представители религиозных конфессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в пользу нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Некоторые задачи по предупреждению преступности решают также уличные, домовые комитеты, попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психологические, социальные центры, семейные детдома и т. д.

К числу частично специализированных органов Предупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, контрольно-ревизионные и аудиторские организации. Эти субъекты в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функцию профилактики.

В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т. д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как отзыв лицензии, административные штрафы и др.

Специализированные субъекты предупреждения преступности — это правоохранительные органы, для которых задачи и функции профилактики являются приоритетными. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые специализированные общественные объединения (общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, народные дружины), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный характер на недопущение преступлений. Его профилирующий, конституирующий признак и главная особенность заключаются в выявлении и устранении (блокирование, нейтрализация) причин, условий, иных детерминант преступности. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специально-криминологические мероприятия должны разрабатываться и применяться к разным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Используются и рассмотренные классификационные критерии, т. е. специально- криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.), по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.). Дифференциация мер специального предупреждения происходит и по иным основаниям.

В зависимости от момента применения (начала реализации) различается раннее и непосредственное предупреждение первичных преступлений и предупреждение рецидивных.

В первом случае речь идет о выявлении и устранении возможных и уже существующих неблагоприятных условий формирования личности; об оздоровлении микросреды, коррекции поведения, а также потребностей и интересов, способствующих преступному деянию. Во втором — предупредительное воздействие на лиц, уже совершивших преступления и подвергшихся уголовному наказанию (или мерам, его заменяющим), с целью предотвращения рецидива.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры:

предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций;

нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации;

полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально-криминологические меры. Одни базируются на нормах права, но не регламентированы ими (например, правовое просвещение и воспитание). Другие — детально урегулированы юридическими нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

В свою очередь, меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.

Специальное предупреждение, без предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых преступлений, представляет собой криминологическую профилактику. Ее объектом являются причины, условия и иные детерминанты преступности.

Большое практическое значений имеет деление криминологической профилактики на общую и индивидуальную. Оно проводится в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграничение компетенции структурных подразделений — субъекта специально-криминологического предупреждения, специализация сотрудников, анализ результатов и оценка эффективности предупредительных мероприятий и т. д. И что существенно — это деление базируется на некоторых общепризнанных положениях, касающихся природы преступности, особенностях ее детерминации.

Причины и условия, иные детерминанты преступлений могут проявляться в индивидуальной жизни конкретных лиц, чье поведение отклоняется от общепринятых норм и проявляется в антиобщественных действиях и правонарушениях непреступного характера. Поэтому такие люди способны встать на путь совершения преступлений. Индивидуальная профилактика направлена на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) криминогенных факторов, непосредственно связанных с поведением, образом жизни, микросредой таких лиц.

В задачи индивидуального предупреждения преступлений входит определение круга лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, выявление источников и условий неблагоприятного воздействия на них, индивидуальное прогнозирование преступного поведения, планирование индивидуально-предупредительного воздействия и применение предусмотренных законом мер, обеспечивающих активно-корректирующее воздействие.

Основными методами индивидуальной профилактики преступлений являются убеждение и принуждение. Убеждение имеет формы профилактических бесед, публичного обсуждения противоправного поведения, вовлечения в социально полезную деятельность, шефства и наставничества. При принуждении используются следующие средства: предупреждение, штраф, официальное предостережение, конфискация, лишение специального права, исправительные работы, административный арёст, общественное порицание, ограничение дееспособности, административный надзор, уголовно-правовое воздействие.

Индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении лиц, освобожденных из исправительных учреждений, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершивших административные правонарушения. А также других категорий граждан, чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятных условия нравственного формирования личности, криминогенные жизненные ситуации и другие обстоятельства свидетельствуют о возможности становления или возврата на преступный путь.

Таких людей милиция ставит на профилактический учет. С ними проводятся воспитательно-профилактические беседы о недопустимости противоправного поведения. В некоторых случаях им оказывают содействие в трудоустройстве и решении битовых проблем, в восстановлении и поддержании социально полезных связей, лечении от алкоголизма и наркомании. Помимо этого проводятся и другие индивидуально-профилактические мероприятия.

Установление специальных правил поведения, ограничение прав лиц, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, возможны только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Например, в случаях установления административного надзора за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

 

Есберген Алауханов Зарип Зарипов ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ УЧЕБНИК Алматы 2008

Учебник посвящен изучению предмета и системы теории профилактики преступ- лений. Авторами рассматриваются понятийный аппарат исследования, вопросы пра- вового регулирования и организационно-тактические основы осуществления профи- лактики преступлений, информационное обеспечение и планирование предупреди- тельной деятельности, ее субъекты, объекты, виды, уровни и формы. Значительное внимание уделено особенностям профилактики отдельных видов преступлений. В работе использованы материалы Российской Федерации, Республики Узбекис- тан и Казахстана. Разработка вопросов профилактики преступного поведения позволяет полнее и глубже представить специфические проблемы теории и практики уголовного права и криминологии Республики Казахстан. Работа предназначена, прежде всего, для ученых и практиков, занимающихся дан- ной проблематикой, а также для преподавателей, студентов юридических факультетов вузов и слушателей (курсантов) учебных заведений правоохранительной системы Рес- публики Казахстан в процессе изучения курса уголовного права и криминологии.

 

 

Закон Республики Казахстан от 29.04.2010 N 271-IV ЗРК
«О профилактике правонарушений»

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике правонарушений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) социальная адаптация – комплекс мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на формирование личности, способной принимать и соблюдать нормы и правила поведения в обществе;

2) социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на оказание правовой, социальной, психологической, педагогической помощи лицу с противоправным поведением, а также процесс преодоления психологической и (или) моральной травмы;

3) законопослушное поведение – сознательное поведение лица, соответствующее установленным законами Республики Казахстан нормам поведения, не нарушающее права, свободы человека и гражданина, интересы общества и государства;

4) профилактика правонарушений – комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на сохранение и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

5) субъекты профилактики правонарушений – государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане Республики Казахстан, осуществляющие профилактику правонарушений;

6) правовое воспитание – комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на формирование законопослушного поведения, правосознания и правовой культуры граждан.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений

1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является установление единой государственной политики в области профилактики правонарушений.

2. Задачами настоящего Закона являются:

1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от противоправных посягательств;

2) снижение уровня правонарушений;

3) совершенствование системы профилактики правонарушений, а также выявление, изучение, устранение способствующих им причин и условий;

4) социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

5) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;

6) повышение уровня правовой культуры граждан;

7) обеспечение участия граждан и организаций в профилактике правонарушений.

Статья 4. Принципы профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений основывается на принципах:

1) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) законности;

3) гласности;

4) единства прав и обязанностей;

5) гуманности;

6) научной обоснованности;

7) неприкосновенности частной жизни;

8) приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

9) комплексности и системности.

Глава 2. Субъекты профилактики правонарушений

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области профилактики правонарушений

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области профилактики правонарушений;

2) утверждает программные документы в области профилактики правонарушений;

3) образует и упраздняет республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений;

4) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и координацию их деятельности;

5) обеспечивает принятие своевременных мер по недопущению кризисных демографических процессов, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений;

6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Статья 6. Компетенция местных представительных и исполнительных органов

1. Местные представительные органы:

1) утверждают региональные программные документы в области профилактики правонарушений и рассматривают отчеты об их исполнении;

2) утверждают по представлению акима персональный состав местных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений;

3) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений;

4) содействуют исполнению гражданами и организациями норм настоящего Закона;

5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

2. Местные исполнительные органы:

1) разрабатывают и реализуют региональные программные документы в области профилактики правонарушений;

2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений на местном уровне;

3) ведут учет граждан и организаций, участвующих в профилактике правонарушений, определяют виды и порядок их поощрений;

4) содействуют занятости населения;

5) представляют для утверждения в соответствующие местные представительные органы персональный состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и обеспечивают их функционирование;

6) обеспечивают создание и функционирование организаций системы профилактики правонарушений;

7) организуют предоставление специальных социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

8) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

9) обеспечивают организацию правового воспитания граждан;

10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция органов внутренних дел

Органы внутренних дел:

1) разрабатывают и реализуют совместно с иными государственными органами программные документы в области профилактики правонарушений;

2) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области профилактики правонарушений;

3) принимают участие в правовом воспитании граждан, изучают общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений;

4) осуществляют меры по профилактике правонарушений;

5) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль;

6) взаимодействуют с гражданами и организациями, участвующими в охране общественного порядка и профилактике правонарушений;

7) осуществляют взаимодействие с субъектами охранной деятельности;

8) информируют иные правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов;

9) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях;

10) обеспечивают организацию специальных учебных курсов по вопросам профилактики правонарушений для сотрудников органов внутренних дел;

11) осуществляют криминологическое прогнозирование в сфере общеуголовной преступности и планирование профилактических мероприятий по профилактике правонарушений;

12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 8. Компетенция органов финансовой полиции

Органы финансовой полиции:

1) участвуют в разработке и реализации программных документов по профилактике правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией и другими должностными правонарушениями, а также предупреждению незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

2) осуществляют правовое воспитание и правовую пропаганду среди граждан;

3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 9. Компетенция органов юстиции

Органы юстиции:

1) координируют деятельность государственных органов по правовой пропаганде;

2) проводят юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов в целях предупреждения принятия норм, способствующих совершению правонарушений;

3) во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечивают проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения совершения правонарушений осужденными, а также лицами, содержащимися в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

4) проводят воспитательную работу с осужденными в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан;

5) ведут профилактический учет и профилактический контроль лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой отбывания наказания;

6) информируют правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Компетенция органов прокуратуры

Органы прокуратуры:

1) осуществляют высший надзор за точным и единообразным применением законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений;

2) обеспечивают координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

3) формируют государственную правовую статистику и ведут специальные учеты;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Компетенция уполномоченного органа в области образования

Уполномоченный орган в области образования:

1) взаимодействует с государственными органами и организациями по вопросам правового воспитания обучающихся и воспитанников организаций образования;

2) разрабатывает и внедряет в практику работы организаций образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся и воспитанников организаций образования;

3) совместно с иными государственными органами проводит мероприятия по профилактике правонарушений среди обучающихся и воспитанников организаций образования;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 12. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

Уполномоченный орган в области здравоохранения:

1) организует проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

2) разрабатывает методики раннего выявления и профилактики систематического употребления алкогольных напитков, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

3) совместно с иными государственными органами разрабатывает программные документы по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 13. Компетенция организаций здравоохранения

Организации здравоохранения:

1) ведут пропаганду здорового образа жизни;

2) оказывают наркологическую, психологическую, психиатрическую, лечебно-профилактическую помощь и проводят медицинскую реабилитацию лиц, нуждающихся в ней;

3) осуществляют выявление, учет и наблюдение за лицами, больными алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, страдающими психическими расстройствами;

4) реализуют программные документы по предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании;

5) извещают органы внутренних дел о фактах обращения лиц, пострадавших от правонарушений, и оказания им медицинской помощи;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения

Уполномоченный орган в области социальной защиты населения:

1) участвует в формировании государственной политики, направленной на содействие занятости населения и снижения бедности;

2) разрабатывает и реализует совместно с иными заинтересованными государственными органами программные документы по регулированию миграции населения;

3) разрабатывает методические рекомендации по применению активных форм содействия занятости населения;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Компетенция уполномоченного органа в области физической культуры и спорта

Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта:

1) принимает участие в реализации программных документов, направленных на формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;

2) совместно с иными государственными органами содействует вовлечению лиц, склонных к совершению правонарушений, к занятиям физической культурой и спортом;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Компетенция уполномоченного органа в области средств массовой информации

Уполномоченный орган в области средств массовой информации:

1) обеспечивает проведение правовой пропаганды в средствах массовой информации;

2) способствует освещению в средствах массовой информации деятельности субъектов профилактики правонарушений;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 17. Участие граждан и организаций в профилактике правонарушений

1. Участие граждан и организаций в профилактике правонарушений осуществляется путем добровольного оказания содействия другим субъектам профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

2. Граждане и организации, участвующие в профилактике правонарушений, осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

3. Граждане и организации, участвующие в профилактике правонарушений, осуществляют свою деятельность путем:

1) участия в организации правовой пропаганды;

2) участия в работе консультативно-совещательных и экспертных органов;

3) содействия другим субъектам профилактики правонарушений.

Статья 18. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений

1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется в целях повышения эффективности профилактической работы путем разработки и осуществления ими согласованных действий по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

2. Координацию деятельности субъектов профилактики правонарушений в Республике Казахстан осуществляют межведомственные комиссии по профилактике правонарушений.

Межведомственные комиссии по профилактике правонарушений образуются при Правительстве Республики Казахстан, а также при местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения, столицы и районов, городов областного значения.

3. Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений является консультативно-совещательным органом.

Основными задачами деятельности межведомственных комиссий являются:

1) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;

2) оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений;

3) выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений;

4) рассмотрение хода реализации программных документов в области профилактики правонарушений;

5) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и районов, городов областного значения предложений по совершенствованию мер профилактики правонарушений;

6) принятие мер по защите и восстановлению прав и законных интересов человека и гражданина, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

7) подготовка и направление информационных материалов по вопросам профилактики правонарушений Правительству Республики Казахстан, соответствующим местным представительным и исполнительным органам;

8) заслушивание отчетов руководителей и должностных лиц субъектов профилактики правонарушений о проводимой ими работе и выработка предложений по совершенствованию их деятельности;

9) внесение в государственные органы и организации предложений о привлечении должностных лиц к дисциплинарной и иной ответственности за непринятие мер по профилактике правонарушений.

4. Состав, полномочия и порядок деятельности межведомственных комиссий определяются положениями, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы и районов, городов областного значения.

Статья 19. Формы координационной деятельности

1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в следующих основных формах:

1) выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов профилактики правонарушений;

2) обмен информацией;

3) изучение и распространение положительного опыта;

4) проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий;

5) проведение заседаний и совещаний;

6) выпуск бюллетеней (сборников) и других информационных изданий.

2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны незамедлительно информировать государственные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов.

Глава 3. Меры профилактики правонарушений

Статья 20. Система мер профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер.

Статья 21. Общие меры профилактики правонарушений

Общие меры профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) мер по защите социально уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру;

4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений.

Статья 22. Специальные меры профилактики правонарушений

Специальные меры профилактики правонарушений включают разработку и реализацию республиканских и региональных программных документов, направленных на:

1) профилактику отдельных видов правонарушений;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию противоправного поведения среди определенных социальных групп населения.

Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.

2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) защитное предписание;

3) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) принудительные меры медицинского характера;

5) установление особых требований к поведению правонарушителя;

6) профилактический учет и контроль;

7) административное взыскание;

8) лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;

9) меры, принимаемые по приговору суда;

10) установление административного надзора;

11) превентивное ограничение свободы передвижения.

3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.

4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

6. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, совершивших бытовое насилие, применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике бытового насилия.

7. Применение мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

8. Учет мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в порядке, определяемом центральными исполнительными органами в пределах их компетенции.

Статья 24. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений

1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений является одно из следующих обстоятельств:

1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения;

3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Заявления и сообщения о совершении правонарушения или об угрозе его совершения рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Профилактическая беседа

1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий противоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения.

2. Профилактическая беседа проводится субъектом профилактики правонарушений, к компетенции которого относится применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, с лицом, совершившим правонарушение, или в отношении которого имеется основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений.

3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа.

4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.

5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или других законных представителей.

Статья 26. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений

1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, государственные органы направляют представление об их устранении руководителю или должностному лицу соответствующей организации.

2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в месячный срок со дня получения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в государственный орган.

Статья 27. Установление особых требований к поведению правонарушителя

1. Судом могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений.

2. Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

3. Установление особых требований к поведению правонарушителя влечет за собой ограничение определенных прав и возложение определенных обязанностей на лицо, совершившее административное правонарушение.

4. Порядок установления особых требований к поведению правонарушителя, сроки его действия, права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях определяются Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5. Лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.

Статья 28. Профилактический учет и контроль

1. На профилактический учет ставится лицо, в отношении которого:

1) вынесено защитное предписание;

2) установлены особые требования к поведению;

3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;

4) установлен административный надзор;

5) назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой отбывания наказания.

Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные основания для постановки лиц на профилактический учет.

2. Профилактический учет ведется органами внутренних дел или уголовно-исполнительной инспекцией.

3. Профилактический контроль заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете. Права и обязанности этих лиц, а также порядок осуществления за ними профилактического контроля определяются законами Республики Казахстан.

4. Постановка на профилактический учет может быть обжалована заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет органами внутренних дел или уголовно-исполнительной инспекцией в день вынесения защитного предписания либо в течение десяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение трех суток.

7. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонарушений.

8. Ведение профилактического учета осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Казахстан в пределах их компетенции.

Статья 29. Превентивное ограничение свободы передвижения

1. Превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в его действиях признаков административных правонарушений и преступлений, и невозможности установления его личности иными способами.

2. Превентивное ограничение свободы передвижения применяется органами внутренних дел с санкции суда и состоит из временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних дел на срок до тридцати суток.

3. Порядок и условия применения превентивного ограничения свободы передвижения, а также основания освобождения из специального учреждения органов внутренних дел определяются законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений

Нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

 

 

 

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

53 − 52 =