Методика ЭА лекц



7.2. Понятие метода и методики экономического анализа

 

Под методом в широком смысле слова понимается способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества.

Всеобщим по своему характеру, вскрывающим общие законы развития материального мира является диалектический метод. Основные его особенности, состоят в том, что изучаемые явления берутся

в их взаимосвязи и взаимообусловленности,

их движении, изменении и развитии;

при этом развитие понимается как борьба противоположностей, отражающая объективные законы самой действительности.

 

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их, становлении и развитии.

 

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения экономической эффективности.

 

Методика экономического анализа – это совокупность специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов.

 

В литературе приводятся различные классификации элементов методики (приемов) экономического анализа.

Одним из наиболее информативных является деление приемов и способов по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод (способ) с помощью некоторых формализованных (в первую очередь математических) процедур.

Классификация методов (приемов) анализа приведена ниже.

 

Неформальные (логические) методы анализа основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей.

 

 

Классификация методов и приемов, используемых в экономическом анализе

7.3. Формализованные методы экономического анализа

 

Формализованные методы опираются на предварительно заданные строгие зависимости и правила.

 

В литературе встречаются различные классификации формализованных (количественных) методов экономического анализа. Одна из них приведена на стр. ????

Некоторые авторы выделяют статистические, бухгалтерские, экономико-математические методы.

Принципиальных различий в классификациях нет, в основу положены признаки с различной степенью детализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.4. Моделирование и его методы

 

Моделирование один из ключевых методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования.

 

Моделирование в экономическом анализе отражение деятельности с помощью математических моделей или формул. Зависимость между показателями может быть функциональной (детерминированной) или стохастической (вероятностной).

 

Функциональная (детерминированная) связь связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует определенное (неслучайное) значение результативного признака.

 

Стохастическая (вероятностная) связь связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака или определенное статистическое распределение.

При стохастических зависимостях нет строго соответствия, а наблюдается лишь определенное соотношение между факторными и результативным показателями.

 

В зависимости от выявленного типа связи аналитические приемы и способы делятся на методы детерминированного анализа и методы стохастического факторного анализа.

Для решения задач при стохастических зависимостях используется корреляционный и регрессионный анализ.

 

Более подробно рассмотрим моделирование при детерминированном анализе.

 

 

 

 

 

Типы моделей при детерминированных зависимостях

 

Тип модели

Характеристика модели

Формула модели, пример

Аддитивные

Результативный показатель представлен алгебрарической суммой обуславливающих его факторов

 

Например,

 

 

Мультипликативные

Результативный показатель представлен произведением (делением) обуславливающих его факторов. Довольно часто деление выделяют в самостоятельную модель – кратную. Однако, исходя из того, что деление можно представить как произведение на обратный показатель, считаем возможным, рассматривать данную модель как частный случай мультипликативной.

 

Или

 

Например,

 

 

 

Комбинированные

При расчете результативного показателя присутствуют элементы аддитивной и мультипликативной моделей

 

Например,

 

 

Условные обозначения:

У – результативный показатель, S— выручка от продаж,

Хi – факторные показатели, Q – стоимость произведенной продукции, товарная продукция

Cсебестоимость продукции, T – численность работающих,

М- материальные затраты, V – средняя выработка одного работающего,

ZP – заработная плата с отчислениями, q – количество изделий,

А – амортизация имущества, z – цена изделия.

Pприбыль от продаж,

Методы моделирования

Методы моделирования

Содержание метода

Пример

Метод удлинения модели

Если результативный показатель представлен отношением абсолютных показателей, то числитель можно представить в виде алгебрарической суммы слагаемых факторов. Тогда модель превратится в аддитивную.

y=a1/

Например,

 

Метод расширения факторной модели

Если результативный показатель представлен отношением абсолютных показателей, то числитель и знаменатель дроби можно умножить на одно и то же число (расширить). Тогда модель превратится в мультипликативную.

 

Например,

 

Метод сокращения факторной модели

Если результативный показатель представлен отношением абсолютных показателей, то числитель и знаменатель дроби можно разделить на одно и то же число. Тогда получим новую факторную систему при сохранившемся типе модели (кратная).

 

Например,

 

 

Условные обозначения:

– затраты на рубль товарной продукции,

– рентабельность капитала (активов),

– рентабельность авансированных средств, производственных фондов,

– среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

– средние остатки оборотных средств,

фондоемкость,

– коэффициент закрепления оборотных средств (загрузки средств в обороте).

– коэффициент оборачиваемости капитала (активов),

– рентабельность продаж.

 

7.5. Методика факторного анализа

Выбор приемов и способов решения задач экономического анализа зависит от характера взаимосвязи между показателями.

В практике экономического анализа процесс изучения зависимости между показателями получил название факторного анализа.

 

Целью факторного анализа является исследование изменения некоторого результативного показателя (прибыль, рентабельность и т.д.) в зависимости от факторов, которые оказывают на него непосредственное воздействие.

 

Факторы причины, воздействующие на изучаемый экономический показатель, которые в результате анализа получают количественную и качественную оценку своего воздействия на результативный показатель.

 

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результирующий показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные способы основаны на принципе элиминирования — определении влияния некоторого фактора на результирующий показатель при фиксированных остальных факторах.

При этом предполагается, что все факторы, оказывающие влияние на результирующий показатель, являются некоррелированными, т.е. каждый из них изменяется независимо от других факторов.

 

Цепные подстановки

При расчете способом цепных подстановок определяется вспомогательная условная величина, показывающая, каков был бы результат (обобщающий показатель), если бы один фактор изменялся, а остальные оставались неизменными. Такую величину принято называть подстановкой, а способ расчета факторов – способом цепных подстановок.

Модель зависимости результативного показателя от факторов можно представить формулой:

у = х1 ∙х2 ∙…∙ хn .

 

 

 

Алгоритм расчета

Показатели и факторы

Факторы

Результативный показатель

Влияние факторов

Базисный результативный показатель (у0)

х10

х20

хn0

у0

 

Влияние первого фактора (∆у(х1))

х11

х20

хn0

у(х1)

у(х1)— у0

Влияние второго фактора (∆у(х2))

х11

х21

хn0

у(х2)

у(х2) — у(х1)

 

 

 

 

Влияние n-ого фактора (∆у(хn))

х11

х21

хn1

у1

у1 у(хn-1)

Итого (∆у)

 

 

 

 

 

у1 — у0 = ∑∆уi

 

 

Пример расчета факторов

Показатели

Формула взаимосвязи

Расчеты влияния факторов

Плановый объем продукции

Q0= T0V0

х

Подстановка

QT= T1V0

Q(T) = QT Q0

Отчетный объем продукции

Q1 = T1V1

Q(V) = Q1QT

Итого

Q = Q1Q0

Q = ∆Q(T) + ∆Q(V)

 

Способ абсолютных разниц

Сущность расчета состоит в том, что размер влияния каждого фактора определяется изолированно путем умножения абсолютного отклонения по данному фактору на величины других факторов.

Алгоритм расчета

Наименование фактора

Факторы

Влияние фактора

Влияние первого фактора (∆у(х1))

х11— х10

х20

хn0

у(х1)= ∆х1∙ х20∙…∙ хn0

Влияние второго фактора (∆у(х2))

х11

х21— х20

хn0

у(х2)= х11∙∆ х2∙…∙ хn0

 

 

 

 

Влияние n-ого фактора (∆у(хn))

х11

х21

хn1хn0

∆у(xn)= х11∙ х21∙…∙∆ хn

Итого (∆у)

 

 

 

 

у1 — у0 = ∑∆уi

Пример расчета факторов

Q(T) = (T1 T0) ∙ V0

Q(V) = T1 ∙ (V1V0)

Q = ∆Q(T) + ∆Q(V)

 

Способ процентных разниц

Размер влияния отдельных факторов сомножителей на обобщающий показатель определяется на основе разниц в процентах выполнения плана по взаимосвязанным показателям.

Алгоритм расчета

Показатели и факторы

Факторы

Результативный показатель базисный

Влияние факторов

Влияние первого фактора (∆у(х1))

Iх1-1

 

 

y0

у(х1) = (Iх1-1) ∙ y0

Влияние второго фактора (∆у(х2))

Iх1

Iх2-1

 

y0

у(х2) = Iх1 ∙ (Iх2-1) ∙ y0

 

 

 

 

Влияние n-ого фактора (∆у(хn))

Iх1

Iх2

Iхn-1

y0

у(хn) = Iх1Iх2 ∙… (Iхn-1) ∙ y0

Итого (∆у)

 

 

 

 

 

у1 — у0 = ∑∆уi

 

Пример расчета факторов

Q(T) = (IT — 1) ∙ Q0

∆Q(V) = IT (IV – 1) ∙ Q0 = (IQ – IT) ∙ Q0

Q = ∆Q(T) + ∆Q(V)

 

 

 

 

Интегральный метод

 

Интегральный метод анализа влияния факторов на результативный показатель является обобщением метода цепных подстановок.

В случае применения интегрального метода последовательность вычисления влияний факторов в отличие от метода цепных подстановок не оказывает влияния на конечные результаты расчета.

Интегральный метод помогает понять, в чем состоит главная проблема применения детерминированных факторных методов: для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода.

Только при наличии точных данных о промежуточных значениях факторов в пределах отчетного периода и только с помощью интегрального метода можно рассчитать однозначные и научно обоснованные оценки влияния факторов на результативный показатель.

Расчеты, связанные с использованием интегрального метода, требуют:

с одной стороны, знания основ математического анализа;

с другой — проведения значительного объема вычислений по сравнению с методом цепных подстановок.

 

Поэтому необходимо использовать специальные программные продукты для ПК или проводить расчеты по рабочим формулам.

Наиболее распространенные формулы приводятся ниже.

 

 

1. Двухфакторная мультипликативная модель

Y = X1 X2

 

 

Пример расчета факторов

 

 

 

 

2. Трехфакторная мультипликативная модель

 

 

3. Двухфакторная кратная модель

 

y(x2) = y y(x1).

 

 

4. Комбинированная (смешанная) модель

 

 

 

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

56 + = 58