Методические указания ПС и Э



Методические указания

по выполнению домашней контрольной работы по учебной дисциплине «Основы социально — гуманитарных наук» для учащихся заочной формы получения образования

 

Учебная дисциплина «Основы социально — гуманитарных наук» является важной составляющей процесса образования будущих специалистов. Изучение данной дисциплины способствует формированию у учащихся гражданско — патриотических качеств, активной жизненной позиции, развивает логическое мышление и речь, умения общаться в коллективе, что является важнейшими составляющими современной личности. Всё это повышает конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда.

Выполнение домашней контрольной работы по учебной дисциплине «Основы социально – гуманитарных наук» является одним из этапов по изучению названной дисциплины. Домашняя контрольная работа в большей степени выполняется самостоятельно, поэтому работа по её подготовке развивает умения и навыки самостоятельной работы и одновременно является её показателем.

Выполнение работы начинается с изучения литературы по учебной дисциплине «Основы социально – гуманитарных наук». Исходя из того, что названная учебная дисциплина состоит из трёх разделов: философия, социология и политология, то предлагается перед выполнением домашней контрольной работы прочесть хотя бы по одному учебнику по каждому разделу (список рекомендуемой литературы прилагается). Это впоследствии даст возможность более грамотно определить место и понять сущность предлагаемого задания в соответствующем варианте.

После изучения литературы по учебной дисциплине следует грамотно определить своё задание. Оно определяется по двум последним цифрам шифра с помощью шифратора (шифратор прилагается).

При определении вопросов задания следует помнить, что тот номер вопроса, который записан первым в соответствующей ячейке шифратора, имеет отношение к философии; тот номер вопроса, который записан вторым, имеет отношение к социологии; а тот номер вопроса, который записан третьим, имеет отношение к политологии.

После определения вопросов своего варианта необходимо изучить литературу по каждому из вопросов в отдельности. Для более чёткого представления вопросов и с целью правильной ориентации в используемой литературе можно ознакомиться с вопросами задания по словарям (философский словарь, словарь по социологии, словарь по политологии любых авторов, но желательно последних лет издания). Кроме списка рекомендуемой литературы учащийся может пользоваться и другой литературой, которая не является устаревшей на данной момент времени. В работе можно использовать материал периодической печать и интернета. Там, где возможно, следует подобрать и использовать убедительные примеры и факты из жизни страны, области, города, района, предприятия.

При работе с теми или иными источниками следует вести рабочие записи или черновики, в которых записываются отдельные определения, точки зрения, формулировки, выводы, доказательства, интересные примеры, нужные факты и другое по изучаемым вопросам. Для удобства дальнейшего использования этих записей их можно вести на отдельных карточках с указанием фамилии автора, названия источника, страницы.

После внимательного изучения источников следует приступить к последовательному изложению содержания вопросов контрольной работы. При изложении вопросов нужно помнить следующее:

— вопрос по философии рассматривается обычным способом, то есть даётся развёрнутый ответ и в конце вопроса делается вывод (слово «вывод» должно быть обязательно записано);

— вопрос по социологии также рассматривается вначале обычным способом, т.е. даётся развёрнутый ответ, потом по вопросу приводится пример с соответствующими пояснениями (слово «пример» записывается) и после примера делается вывод (слово «вывод» записывается);

— вопрос по политологии раскрывается следующим образом: сначала составляется план ответа на вопрос (план записывается вначале ответа), потом излагается вопрос в соответствии с пунктами плана (каждый план пункта выделяется в ответе) и после рассмотрения последнего пункта плана делается вывод (слово «вывод» записывается).

Все предлагаемые рекомендации необходимо учесть для того, чтобы выполнение домашней контрольной работы не превращалось в механическое переписывание соответствующих глав и параграфов учебной литературы или «скачивание» готовых ответов из интернета.

При оформлении работы необходимо соблюдать следующие требования:

1) титульный лист работы оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями;

2) работа может быть выполнена либо от руки разборчивым почерком, либо набрана на компьютере.

Если работа выполняется «от руки», то записи делаются в ученической тетради в клеточку через клетку с оставлением полей, страницы работы нумеруются на полях снизу. Если работа набирается на компьютере, то нужно учесть требования к компьютерному оформлению работы, которые размещены на сайте колледжа (www.mgpk.by);

3) на первой странице работы записывается всё задание или содержание, то есть формулировки вопросов с указанием страниц этих вопросов в тексте работы;

4) на второй странице записывается название вопроса и через две строчки излагается ответ на него;

5) каждый вопрос в тексте работы начинается с новой страницы и оформляется так же, как и первый;

6) в конце работы помещается в алфавитном порядке список использованных источников с указанием автора, название источника; издательства и года издания в алфавитном порядке; кроме литературы указываются сайты интернета, которыми пользовались при выполнении работы;

7) завершается работа подписью учащегося (справа страницы) и указывается дата выполнения (слева страницы).

Выполненная работа в установленные сроки отправляется на рецензирование.

Если после проверки работы преподавателем она будет зачтена, то необходимо внимательно изучить рецензию и сделать работу над ошибками (работа над ошибками размещается после рецензии). Зачтённая работа вместе с работой над ошибками сдаётся преподавателю в день выполнения обязательной контрольной работы.

Если же работа после проверки окажется не зачтённой, то после внимательного изучения рецензии необходимо в новой тетради или на новых листах (если работа выполнялась на компьютере) выполнить этот же вариант работы с учётом всех указанных замечаний. На повторную проверку необходимо предоставить новую работу вместе с незачтённой. При получении зачёта по новой работе выполняется работа над ошибками и две работы сдаются преподавателю в день выполнения обязательной контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

для подготовки домашней контрольной работы

по учебной дисциплине

«Основы социально-гуманитарных наук»

 

1. Бабосов Е.М. Социология. Часть первая. Общая социологическая теория. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998.

2. Волчек Е.З., Философия: учеб. Пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Мн.: ООО «Современная школа», 2005.

3. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы социологии: Учеб.пособие для пед. Училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии: Учеб.пособие для пед. Училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Мельник В.А. Политология: Учебник – Мн.: Выш. шк., 1999.

6. Политология: Учебник/В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима – Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003.

7. Социология. Учеб. Пособие для студентов вузов / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабасов, А.Н. Данилов и др.; Под ред. А.Н. Елсукова – Мн.: ТетраСистемс, 2000.

8. Философия: Учеб.пособие для студентов вузов / Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 4-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.

9. Шикун А.И. Социология: учеб.пособие – Мн.: Дикта, 2005.

10. Яскевич Я.С., Основы философии : учеб.пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – 2-е изд., испр. – Мн.: Выш. шк., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШИФРАТОР ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПС, Э

Учебная дисциплина ОСГН

 

Последняя цифра шифра

Предпоследняя цифра шифра

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

10

45

65

24

54

75

9

63

94

8

40

95

7

50

67

6

60

77

5

38

99

4

48

65

19

58

10

28

52

88

2

22

44

   66

9

53

76

23

62

93

25

39

96

27

49

68

31

59

78

3

37

98

18

47

66

27

57

101

10

49

87

3

19

43

67

20

52

77

8

61

92

21

38

97

30

48

69

2

58

79

17

36

97

26

46

67

11

56

102

12

60

68

4

18

42

68

17

51

78

16

60

91

7

37

98

1

47

70

16

57

80

25

64

96

15

45

69

14

55

83

13

59

86

5

26

41

69

28

50

79

29

59

90

2

33

99

6

46

71

24

56

81

32

63

95

3

44

70

14

54

82

16

64

85

6

1

40

70

2

49

80

3

34

89

32

35

100

15

45

72

5

55

86

11

62

90

15

43

89

17

53

87

22

63

88

7

8

39

71

4

35

81

31

58

88

14

36

101

23

44

73

10

54

85

4

61

94

18

42

71

23

52

81

1

62

84

8

7

36

72

30

48

85

13

57

87

22

34

102

4

42

74

9

53

84

19

35

93

3

41

72

24

51

76

27

61

78

9

29

37

73

12

47

82

21

56

86

5

33

65

12

43

75

20

51

83

26

33

92

25

39

73

2

50

75

32

59

79

0

11

38

74

20

46

83

6

55

84

13

64

66

21

41

76

31

52

82

30

34

91

29

40

74

28

49

77

1

60

80

 

 

 

Перечень вопросов для домашней контрольной работы по учебной дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук»

для учащихся заочной формы получения образования

Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире

1. Мировоззрение и его структура.

2. Основные типы мировоззрения.

3. Философия как рационально-теоретическое осмысление мира.

4. Предмет философии.

5. Статус и роль философии в истории культуры.

6. Бытие и небытие.

7. Материя как вид бытия.

8. Сознание как вид бытия.

9. Динамическая организация бытия.

10. Основные принципы диалектики.

11. Основные законы диалектики.

12. Пространственно-временная организация бытия.

13. Бытие человека в мире.

14. Предмет и основные понятия гносеологии.

15. Проблема познаваемости мира.

16. Познание как взаимодействие объекта и субъекта.

17. Проблема истины в теории познания.

18. Основные концепции истины.

19. Чувственное познание, его формы и возможности.

20. Рациональное познание, его формы и возможности.

21. Специфика научного познания.

22. Эмпирическое познание.

23. Теоретическое познание.

24. Человек как предмет философского анализа

25. Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности.

26. Профессиональная деятельность.

27. Философские концепции происхождения человека.

28. Предмет и функции философии общества.

29. Общество как система.

30. Основные черты общества.

31. Природа и функция социальных противоречий и конфликтов.

32. Культура и цивилизация.

33. Функции культуры.

 

Раздел 2 Социология о человеке и обществе

 

34. Человек как биосоциальная система.

35. Процесс формирования личности.

36. Социальные типы личности.

37. Деятельность и социальное действие личности.

38. Социальное взаимодействие (интеракция): понятие, сущность и значение.

39. Формы взаимодействия (сотрудничество, конкуренция, конфликт).

40. Социальный статус: понятие, виды.

41. Социальна роль как динамическая, поведенческая сторона статуса.

42. Социализация личности.

43. Особенности и стадии социализации личности.

44. Социокультурные ориентации молодежи Беларуси.

45. Социальный контроль.

46. Девиантное поведение.

47. Основные подсистемы общества.

48. Социальная структура.

49. Социальная стратификация.

50. Неравенство.

51. Исторические формы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

52. Социальная структура современного белорусского общества.

53. Социальные группы.

54. Социальные общности.

55. Социальные институты.

56. Институт семьи и брака.

57. Институты образования.

58. Институты религии.

59. Социальные организации как разновидность социальных институтов.

60. Социальный прогресс и развитие общества.

61. Значение и роль инновации в развитии общества.

62. Технический и культурный прогресс общества.

63. Формальные и неформальные отношения в социальной организации.

64. Определение лидера в группе, его функции.

65. Урбанизация.

66. Национально-этнические общности (семья, клан, племя, народность, нация).

 

Раздел 3. Что надо знать о политике?

 

67. Сущность политики, ее субъекты.

68. Сущность и структура политической системы.

69. Классификация политических систем в современном мире.

70. Общественная власть.

71. Политическая власть.

72. Государственная власть.

73. Происхождение государства.

74. Основные признаки и функции государства.

75. Государственное устройство.

76. Государственное правление.

77. Правовое государство.

78. Гражданское общество.

79. Принципы демократии.

80. Избирательная система.

81. Избирательный процесс.

82. Особенности избирательного права в Беларуси.

83. Политический процесс.

84. Политическое поведение личности.

85. Политическая социализация.

86. Политическое участие. Абсентеизм.

87. Политическая культура.

88. Типы политических культур.

89. Избирательное право.

90. Политическая активность личности.

91. Ресурсы политической власти.

92. Легитимность власти.

93. Биологическое и социальное в политическом поведении.

94. Референдум.

95. Субъекты и уровни политического процесса.

96. Функции политической культуры.

97. Социально-политическое разнообразие современного мира.

98. Глобальные кризисы и опасности.

99. Смена ценностных приоритетов в современном мире.

100.Политические конфликты: сущность, причины, типология.

101.Способы разрешения политических конфликтов.

102.Избирательная система, ее виды.

 

 

 

 

 

 

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

83 + = 87