Методические указания Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Нижневартовский государственный университет»

Кафедра психологии образования и развития

 

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

3 курс, 5 семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2014 г.

 

Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на семинарском/практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Семинарские занятия

Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Доклад. Поиск материалов для подготовки доклада. Анализ и обобщение информации и донесение ее до слушателей.

Подготовка к зачету

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

 

 

Процедура оценивания знаний, умений, навыков по дисциплине «Психология журналистики» включает учет успешности по всем видам оценочных средств.

Тесты по разделам проводятся на лекционных и семинарских/практических занятиях и включают вопросы по предыдущему разделу.

Практические задания считаются успешно выполненными в случае предоставления в конце занятия отчета, включающего тему, соответствующие результаты проведенной работы.

Темы докладов распределяются на первом занятии, готовые доклады сообщаются в соответствующие сроки.

По окончании освоения дисциплины проводится зачет, что позволяет оценить сформированность в процессе обучения общекультурных и профессиональных компетенций студента. Зачет служит для оценки работы студента в течение всего срока изучения дисциплины и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных студентом теоретических знаний и умений приводить примеры практического использования научных знаний (например, применять их в решении практических задач), приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления.

Оценка сформированности компетенций на зачете для тех студентов, которые пропускали занятия и не участвовали в проверке компетенций во время изучения дисциплины, проводится по результатам выполнения индивидуального задания (подготовка докладов, выполнения тестов) с последующей оценкой самостоятельно усвоенных знаний на зачете.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

Раздел 1. Психология журналистики как прикладная отрасль психологической науки.

Тема: Введение. Предмет, цели и задачи, методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Каковы методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии?

2. Какие методы анализа массово-коммуникационной практики используется в журналистике?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить библиографический список (литературы, имеющейся в библиотеке НВГУ) по дисциплине «Психология журналистики».

2. Заполнить таблицу «Представление о предмете и методах психологии журналистики».

3. Раскройте содержание понятия «психология журналистики».

4. Заполнить таблицу «Взаимосвязь психологии журналистики с другими психологическими дисциплинами».

5. Выделить основные направления исследования психологии журналистики.

6. Охарактеризовать методы исследования в психологии журналистики.

7. Провести оценку содержания героев СМИ г. Нижневартовска, используя контент-анализ.

 

Раздел 2. Психологический аспект функционирования СМИ.

Тема: Массовая коммуникация в контексте теории общения отечественной и зарубежной психологии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дать определение понятиям: «общение» и «коммуникация», выделить сходство и различие.

2. Составить опорный конспект «Массовая коммуникация», включив элементы: понятие, структура, этапы, виды, факторы, функции коммуникации.

3. Дать сравнительный анализ опосредованного и межличностного общения.

4. Описать систему массовой коммуникации (коммуникатор, сообщение, аудитория).

5. Заполнить таблицу «Модели массовой коммуникации в зарубежных исследованиях» (Теории «волшебной пули», модель Лассуэлла, модель Шеннона и Уэвера и др.

6. Подготовить презентацию «Основные средства массовой информации» (печать, радио, телевидение).

7. Социально-психологические функции СМИ в обществе (Матвеева Л.В.): психологические эффекты и последствия (позитивные и негативные) деятельности СМИ.

8. Подготовить подборку статей по проблеме адаптации личности к продукции СМИ.

 

Тема: Средства массовой информации и массовое сознание.

 

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Каковы особенности восприятия каналов массовой коммуникации.

2. Психологическая типология текстов СМИ.

3. Особенности и закономерности формирования и восприятия массово-информационных текстов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполнить таблицу «Теории восприятия речи».

2. Составить граф-схему «Психологические типы текстов СМИ».

3. Описать средства воздействия в журналистском тексте.

4. Описать модель когнитивно-речевого взаимодействия коммуникантов в сфере массовой газетной коммуникации.

5. Сделать обзор статей из научных журналов за 2015-2016 год по теме лекции.

 

Тема: Аудитория как объект воздействия и как субъект взаимодействия с СМИ.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. В чем специфика взаимоотношения СМИ с аудиторией?

2. Какова социально-психологическая структура аудитории печати, телевидения, радио и сетевых СМИ?

3. В чем специфика ценностей и интересов аудитории СМИ?

4. Каковы мотивы обращения аудитории к каналам массовой информации?

5. Каковы методы изучения общественного мнения в журналистике?

6. Какова суть психопрограммирования?

7. В чем позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации?

8. В чем состоит влияние СМИ на поведение, психологические качества и состояния реципиентов?

9. Какова специфика влияния печати, радио, телевидения, сети Интернет?

10. Каковы позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации?

11. Что такое информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность?

12. Каковы психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте манипулятивные стратегии в региональной журналистике.

2. Проведите экспресс-опрос на улицах своего города по поводу одной из местных радиостанции, проанализируйте мотивы обращения аудитории к данной радиостанции.

 

Раздел 3. Текст СМИ в ракурсе психологии.

Тема: Понятие, типология и функции массово- информационных текстов.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Психологические особенности массово-информационных текстов.

2. Психологическая типология текстов СМИ.

3. Образ события в СМИ, его структура, формы выражения сведений.

4. Психологическая характеристика факта и формы выражений сведений.

5. Причины и технологии введения в заблуждение реципиентов СМИ.

6. Механизмы введения в заблуждения, сверхобобщение, атрибуция.

7. Понятие психолингвистической экспертизы.

8. Индикаторы скрытого эмоционального содержания текста.

 

Тема: Стрессы и стрессоустойчивость в профессиональном общении.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. В чем, с точки зрения психологии, состоит профессиональная деформация?

2. Каковы признаки «синдрома выгорания» в журналистике?

3. Каковы причины возникновения страха у начинающих журналистов?

4. Насколько необходим постоянный мониторинг психологического состояния журналистов всех СМИ?

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести опрос среди студентов-журналистов и начинающих журналистов и проанализировать ответы на вопрос: «Готовы ли Вы уклониться от освещения темы любой степени скользкости?»

2. Проанализировать фазы синдрома «эмоционального выгорания», данные в книге В. В. Бойко (Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999), и провести опрос среди журналистов г.Нижневартовска. Выяснить, на какой стадии «синдрома выгорания» они находятся, объяснить причины.

 

Тема: Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Стратегия редакционной работы с журналистами: психологический аспект.

2. Каковы основные методы и приемы управления главного редактора.

3. Следует ли критиковать хороших сотрудников?

4. Как вести себя редактору, если уходят сотрудники?

5. Чем отличается хороший директор от плохого?

6. Какие методы регулируют службу департамента главного редактора?

Задания для самостоятельной работы:

1. Интервьирование редакторов СМИ г. Нижневартовска (по выбору студента).

 

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Предмет психологии журналистики.

2. Основные задачи психологии журналистики.

3. Методы исследования в психологии журналистики

4. Методологические основы в психологии журналистики.

5. Междисциплинарный характер психологии журналистики.

6. Роль курса психологии журналистики в системе наук и подготовке журналиста.

7. Основные социально–психологические теории и журналистика.

8. Сознание индивида, общественное сознание, массовое сознание — единство и различие.

9. Психологические методы воздействия на сознание и поведение людей (подражание, внушение, заражение, убеждение).

10. Психологические аспекты массовой коммуникации и СМИ (внутренняя потребность человека в информации и её социально–психологическая зависимость от мотивов, установок, социализации, социального статуса).

11. Основные психологические и социально–психологические функции СМИ.

12. Психология классификация текстов СМИ.

13. Контент-анализ текстов.

14. Профессиональные, личностные и деловые качества журналиста.

15. Темперамент и характер личности журналиста.

16. Профессиональные способности журналиста.

17. Направленность личности журналиста.

18. Особенности психических процессов субъекта действий (журналиста).

19. Особенности журналистского мышления.

20. Характеристика журналистского общения.

21. Особенности аудитории печати, телевидения, радио и сетевых СМИ, её социально–психологическая структура.

22. Социально–психологические методы изучения аудитории.

23. Социально–психологические эффекты массовой информации.

24. Внушение как ведущая форма воздействия (манипулирование, суггестия, стереотипизация, мифологизация, имидж-мейкерство).

25. Мотивы обращения, аудитории к СМИ.

26. Биологические и психологические аспекты социожурналистики.

27. Классификация типов массовой аудитории.

28. Аудиторные факторы эффективности СМИ.

 

Критерии оценивания компетенций (результатов):

суммарный рейтинговый балл текущего и промежуточного контролей освоения содержания дисциплины переводится в оценку «зачтено», «не зачтено», которая считается итоговой оценкой.

Итоговая оценка выставляется на основе набранных баллов следующим образом:

описание шкалы оценивания:

– «зачтено» – от 70 и более баллов;

– «не зачтено» – 69 и менее баллов.

Составитель:

Артемьева Г.Н.. –кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

+ 88 = 91