метод-ие м-лы восп-ля-реф-т,выступ-я,статья,пособия



 

Тема: Методические материалы воспитателя: реферат, конспект, выступление, отчет, статья, учебное пособие.

Технология работы с информационными источниками

В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

какие информационные источники необходимо использовать для получения представлений об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена вами как предмет исследования?

какие формы используются исследователем при изучении анализе литературных источников, их характеристика?

какие требования предъявляются к исследователю при библиографическом описании информационных источников?

Невозможно приступить к исследованию, если нет представления об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена как предмет исследования. Поэтому изучение литературы, различных текстов, документов — обязательный подготовительный этап исследовательской работы. В его задачи входит оформление литературного обзора, выявление тех аспектов проблемы. которые не имеют однозначной трактовки. содержат неясности, мало изученные вопросы. В результате обосновывается актуальность исследования, определяется степень разработанности проблемы, выявляются противоречия, формулируется исследовательский аппарат работы.

Для теоретического обоснования исследуемой проблемы следует обратиться к трудам классиков педагогики, психологии, общих и специальных работ по педагогике и психологии, историко-педагогическим документам. В них прослеживается история важнейших открытий, раскрываются пути и характер научных изысканий, описывается методика и ход ведения исследования.

Научные тексты следует искать в полных собраниях сочинений классиков педагогики и психологии; в избранных трудах выдающихся ученых, в монографиях. Научные статьи и сообщения публикуются в тематических сборниках, материалах съездов, конференций, симпозиумов.

Обязательны для изучения статьи, опубликованные в периодической печати, например, в журналах «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Дошкольная педагогика», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и другие.

Многие научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения по мере накопления материалов исследовательского характера выпускают тематические сборники, однотипно оформленные, нумерованные, имеющие общее заглавие, как-то: «Ученые записки», «Известия», «Вестник». Таковым сериальным изданием является, например, «Вестник Московского городского педагогического университета».

Многие проблемы образования, воспитания представлены в официальных документах, которые публикуются от имени международных, государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений. Это правовые документы, которые регулируют функционирование системы образования, взаимодействие субъектов воспитания, определяют их права и обязанности. В психолого-педагогических исследованиях необходима опора на Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные законы. В научной работе рекомендуется основываться на знания постановлений, распоряжений Министерства образования и науки РФ по проблемам, созвучным вашей теме. Кроме того, следует обратиться к официальным документам, изданным субъектами РФ, в частности правительством Москвы.

При написании научной работы целесообразно использовать справочную литературу: словари, справочники для извлечения кратких фактических данных по определенному вопросу. Более подробные и систематизированные сведения по одной или всем отраслям знаний можно найти в энциклопедиях.

Работа с литературными источниками имеет несколько этапов.

1. Прежде всего, необходимо определить библиографический список. Внимательно относитесь к библиографическому аппарату, справочному материалу тех книг, которые изучаете. В них, как правило, указываются работы авторов по родственной или смежной тематике.

2. Составляйте карточки или вносите в компьютер данные по каждому изученному источнику. При этом точно фиксируйте фамилию, имя и отчество автора (или редактора); название источника; его жанр (монография, статья, тезисы, методические разработки и т. д.); место и год издания, издательство; том, выпуск, номер издания. Библиографический список составляется строго по ГОСТу.

Принято алфавитное расположение, т. е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикации (если фамилия автора не указана).

Список нумеруется, а в тексте делаются ссылки на тот источник, на положения которого опирался автор при написании исследовательской работы.

Примеры:

Работы одного автора

Леонтьев А.Н. Сознание. Деятельность. Личность. – М., 1975.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с франц. – Екатеринбург, 1999.

Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2003.

Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. – М., 2003.

 

 

Работы нескольких авторов и без указания автора на обложке

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М., 1989.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте: Пособие. – М., 1994.

Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л.Е. Стрельцова. – М,, 1992.

Статьи из сборников, журналов:

Козлова С.А. Нравственное воспитание в современном мире // Дошк. воспитание. – 2001. — № 9. – С. 10-14.

Куликова Т.А. Ролевые игры в профессиональном образовании // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции МГПУ. – М., 2000. – С. 160-162.

1. Выбор и изучение литературы состоит из двух частей

Первичное ознакомление и беглое прочтение источников (с целью отбора или отсева). Для этого прочитайте аннотацию, просмотрите введение, заключение. Оглавление, библиографический список, изучите заголовки разделов и глав.

Глубокое чтение и анализ. Читайте с определенной целью, активно ищите ответы на вопросы, которые поставили. Определяйте основную идею в книге, главе, разделе. При первом чтении не стремитесь делать выписки. Лучше на полях отмечать карандашом важные положения (если книга, журнал ваши, а не библиотечные). Обращайте внимание на визуальные указатели: курсив, подчеркивание, выделение жирным шрифтом, нумерацию пунктов.

2. Формы изучения и анализа литературных источников заключается в наиболее распространенном действии — конспектировании — кратком изложении первичного текста, приспособленного к задачам исследования. Изучаемый материал можно представить в виде текста, а также составить схемы, таблицы.

3. Результаты изучения литературных источников по каждому вопросу плана оформляются письменно. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, плана текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.

Аннотация — краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике.

План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из 3-4 простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Удачно составленный план свидетельствует о вашем умении анализировать текст.

Тезисы. Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.

В толковом словаре дается такое определение.

Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.

Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспект нужен для того, чтобы:

— научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

— выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;

— упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

— накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.

Правила конспектирования

Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Реферат — это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях.

Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

Примерная структура учебного реферата

Титульный лист.

Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.

Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников.

Приложение.

Рекомендации к составлению реферата.

1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слушателей).

2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.

3. Максимально используйте существующую в данной области знания терминологию.

4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.

5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.

6. Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные или карты лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.

7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета.

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выберите статью из периодической печати. Составьте план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:

План

Тезисы

 

 

Ответьте на вопрос: «Чем тезисы отличаются от плана?»

2. Выберите статью из периодической педагогической печати. Укажите ее выходные данные. Составьте план. Используя план как основу, составьте конспект. Представьте работу в следующей форме:

План

Конспект

 

 

 

3. Напишите реферат по интересующей вас теме, используя несколько источников.

4. Составьте библиографический список для той работы, которую вам предстоит выполнять (реферата, курсовой, ВКР). Оформите список в соответствии с требованиями ГОСТа.

5. Проведите аналитический обзор литературных источников по теме своего исследования:

что в науке говорится о сущности данного явления;

что входит в содержание этого явления, процесса (компоненты, звенья, стадии, этапы развития);

какие направления решения данной проблемы на практике предлагают ученые;

какие трудности, отмеченные в предшествующих исследованиях, встречаются при практическом решении задачи;

какие пути совершенствования процесса или изучаемого объекта определены в исследовании.

 

 

Без рубрики

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*

42 − = 32